Тезисы к выступлению губернатора Московской области на коллегии Министерства финансов РФ

Губернатор
Денис Трудников / Подмосковье сегодня

Фото: [Денис Трудников / Подмосковье сегодня]

К выступлению на Коллегии

Министерства финансов РФ

Москва, 20 апреля 2016г.

Уважаемый Дмитрий Анатольевич!

Уважаемый Антон Германович!

Уважаемые коллеги!

Благодарю за предложение выступить с сообщением на коллегии ключевого министерства. Я скажу коротко о трех темах. У нас была договоренность с Антоном Германовичем, что мое выступление будет содержать только предложения и проблемы.

Московская область второй регион в стране и по объему консолидированного бюджета, и по численности населения. Собственные доходы в 2015 году составили почти 480 млрд. руб. Рост в прошлом году - 9,0%. По собственным бюджетным доходам на душу населения мы на 17 месте в стране.

Справочно:

Налоговые доходы – 430,6 млрд. рублей (90%). В первую очередь за счёт роста земельного налога (35%), акцизов на нефтепродукты (30%), транспортного налога (28%). Рост неналоговых доходов – 14%.

Самое большое падение -17% или 3,1млрд. руб. – это акцизы на алкоголь.

I.Эффективность расходов

1. Начну сразу с темы, которая актуальна для всех регионов – использование федеральных субсидий - Постановление Правительства №999. Мы безусловно поддерживаем политику, направленную на результат и своевременное освоение средств. Мы приучаем к жесткой финансовой дисциплине и наши муниципальные образования.

Вместе с тем, считаю, что установленная сегодня система ответственности регионов за расходованием этих средств нуждается в корректировке.

Мы знаем, что федеральные деньги идут субъекту через профильные федеральные ведомства. Нередки ситуации, когда субсидии направляются регионам уже ближе к концу года (сентябре-октябре и даже в декабре). Фактически, от оперативности федерального ведомства зависит исполнение установленных субъектам заданий. Считаю, что профильные федеральные распорядители средств должны также нести ответственность за своевременное их доведение.

Мы строим много инфраструктурных объектов. Не всегда удается уложиться в установленные сроки. Например, при дорожном строительстве неизбежно возникают проблемы с выкупом земель, наложением участков строительства на земли гослесфонда, проведением переустройства инженерных коммуникаций различных собственников.

Здесь нужна упрощенная федеральная процедура ускоренного согласования и разрешения таких ситуаций.

При этом жёсткое требование о возврате 100% субсидий в случае неполного (даже незначительного) их освоения очевидно приведет к появлению недостроя. Если выделен миллиард, а ты не освоил тысячу рублей, то регион штрафуется на миллиард. В итоге строительство школы или дорожной развязки может кратно подорожать. Считаю, что штраф должен быть привязан к сумме неосвоенных средств. Тогда наказание будет адекватным и соразмерным.

2. Вчера Дмитрий Анатольевич в своем выступлении уделил серьезное внимание вопросу оптимизации расходов. Хочу сказать о наших результатах.

В прошлом году мы провели сокращение региональных и муниципальных чиновников на 45%. Мы не просто «резали» пустые ставки, а провели кропотливую работу, максимально устранили дублирование функций, в зависимости от нагрузки определили нормы по количеству делопроизводителей, бухгалтеров, кадровиков, IT-специалистов, юристов и специалистов по закупкам. Сократили количество служебного автотранспорта. Провели информатизацию работы ведомств.

В результате сэкономленные 2,1 млрд. в 2016 году направили на увеличение расходов по здравоохранению (наш приоритет): повышение на 20% зарплаты младшему медицинскому персоналу (Указ), увеличение объема высокотехнологичной медицинской помощи и приобретение медицинского оборудования. Аналогичную работу провели органы местного самоуправления. Муниципальные бюджеты сэкономили около 1 млрд рублей.

Значительную часть технических государственных и муниципальных функций мы передали в МФЦ. Эту работу продолжаем. А до этого, практически с нуля, за два года мы создали 103 офиса, с полноценными каналами связи и подробными регламентами. Отмечу, что такой подход не привел к снижению эффективности основной деятельности гос органов. Опытом готовы делиться.

В итоге мы пришли к оптимальному показателю - 20 чел. госслужащих на 10 тыс. населения. Были 36 в стране, а стали 4 после Москвы, Санкт-Петербурга и Тульской области.

Справочно: Московская область -19,5 на 10 тыс. населения; Москва – 16,0; Санкт-Петербург–16,8; Тульская область – 19,2.

· Оптимизация коснулась и муниципального устройства. Мы пошли по пути создания одноуровневых муниципалитетов – городских округов. Затраты на содержание единой администрации в два раза меньше, чем на содержание муниципального района с поселениями. На сегодняшний день мы преобразовали 7 районов.

Приведу пример. Расходы на содержание административного аппарата городского округа Мытищи сократились почти в 2 раза с 1 млрд. руб. до 604 млн. руб.

3. Централизация закупок. Раньше все наши 6 тыс. заказчиков объявляли торги самостоятельно. Каждый детский сад или школа были вынуждены держать своего специалиста по закупкам. Либо эту работу непрофильную работу вели сотрудники, не обладающие должной квалификацией. Отсюда ошибки и нарушения.

В 2015 году мы создали централизованные контрактные службы. Особенно эффект почувствовали органы местного самоуправления. Уже ряд коллег из других регионов обращались (Санкт-Петербург, Вологда, Красноярск, Тюмень) за опытом.

В 2015 г. мы завершили перевод всех региональных и муниципальных торгов на единую электронную площадку. Работу вели в тесном партнерском режиме с ФАС. И если в 2013 г. мы получили экономию в 7,2 млрд. руб., то в 2014 и 2015 вместе с муниципалитетами ежегодно экономили по 17 млрд. руб. Среднее количество участников увеличилось с 2 до 4. Количество жалоб ФАС сократилось в 3,5 раза. Доля малого бизнеса среди поставщиков возросла с 11% до 26%.

Следующий шаг - перевод конкурсов в электронный вид. В первую очередь, это расширение конкуренции, активизация предпринимателей. И еще, это позволит отказаться от ежедневного приема коробок с конкурсной документацией.

Более года назад правительственный проект закона был принят в первом чтении. Прошу Госдуму активизировать ….

II. Увеличение доходной базы

1. Динамика основных налогов - НДФЛ и налога на прибыль - ухудшается. В 2015 г темпы роста НДФЛ снизились более чем в 2 раза (4,4% против 9,9%). Темп роста налога на прибыль тоже падает (за 2015 год 6,4%, за 1 квартал 2016 – 1%).

Основной рост доходов в прошлом году был обеспечен за счёт акцизов на нефтепродукты (30%), транспортного налога (28%) и имущественных налогов. В результате переоценки кадастровой стоимости земельных участков и объектов недвижимости в 2015 г. по этой категории мы достигли максимума.

2. Массовая кадастровая оценка выявила системные недочеты. В результате недостатка данных были допущены ошибки и завышенный расчет. Где-то неправильно определено местоположение, неверный вид разрешенного использования участка, где-то не хватало данных о фактическом износе здания.

Справочно: в Подмосковье 3,3 млн. земельных участков (7% от всех в РФ) и 8,8 млн. объектов капитального строительства (9% от всех в РФ).

В досудебном порядке мы пересмотрели стоимость по 85 тыс. заявлений (всего обращений – 110 тыс.).

Чтобы избежать таких ситуаций в дальнейшем уже с новыми объектами, предлагаю внести в федеральные нормативные правовые акты дополнительные характеристики объекта: функциональное назначение (например, склад, магазин, апартаменты и т.п.), фактический (физический) износ, материалы фундамента и кровли, инженерное оборудование.

3. Акцизы на алкоголь. В 2015 г. по ряду причин мы недобрали 17% (3,1 млрд.). Мы поддерживаем передачу вопроса алкогольного регулирования в ведение Минфина. Надеемся, что теперь будет наведен порядок в выдаче акцизных марок и уплаты акцизов. Также мы готовимся к внедрению ЕГАИС с 1 июля. У нас 9,5 тысяч торговых точек имеют алкогольную лицензию. 3 тысячи из них принадлежат торговым сетям. Они зайдут в систему первыми. По остальным магазинам предстоит большая работа.

4. Ликвидация задолженности по налогам. Один из важнейших вопросов для каждого региона. В этой связи хочу коротко сказать о пилотной практике, которую Московская область реализовала совместно с ФНС. В наших МФЦ организован сервис, который позволяет моментально получить сведения о налоговой задолженности физлица. Погасить её можно там же через терминал. Людям это удобно. Услугой уже воспользовались более 1 млн. человек. Считаю, что мы можем распространить этот опыт на всю страну.

III. Экономическое развитие

В завершение своего выступления я хочу коротко коснуться темы, которая волнует все регионы – экономическое развитие. Постоянный рост социальных обязательств можно обеспечить только за счет открытия новых производств.

Не секрет, что высокая ключевая ставка – самый обсуждаемый вопрос в бизнес-среде. О ней говорят как об основной преграде развития экономики. В этой ситуации только государственная поддержка может дать шанс бизнесу.

Мы благодарны за решение о передаче регионам свободных экономических зон. Передача «Дубны» идет полным ходом. Общее понимание с Минэкономразвития у нас есть. Спасибо, Дмитрий Анатольевич, за создание «Ступино-Квадрат» и «Фрязино».

Справочно:

Динамика развития ОЭЗ «Дубна».

Количество новых компаний, получивших статус резидента ОЭЗ Дубна: 2013г. -12; в 2014 г. – 4; в 2015г. – 14. Объем инвестиций: 2013г – 923 млн. руб.;2014г. – 817 млн. руб.; 2015г. – 6 млрд. руб. Новые рабочие места: 2013г. – 983; 2014г. – 326; 2015г. – 1083. ОЭЗ «ИСТОК», Фрязино и "Ступино Квадрат" были созданы в 2015 г.

ОЭЗ «ИСТОК», Фрязино: 10 компаний, объем инвестиций –48,5 млрд. руб., рабочих мест – 2935.

ОЭЗ "Ступино Квадрат":7 компаний, объем инвестиций – 5,3 млрд.. руб., рабочих мест – 724.

Серьезной поддержкой для строительного сектора стало решение Президента и Правительства о субсидировании ипотечной ставки на покупку жилья в новостройках до уровня 12 % годовых. Это помогло простимулировать спрос и выправить ситуацию.

Частичная компенсация капитальных затрат и покрытие расходов в сельском хозяйстве тоже дали ощутимый результат. В прошлом году мы ввели 12 новых предприятий на сумму инвестиций более 12 млрд. рублей. На этот год запланировано завершение еще 20 объектов (на общую сумму 23,4 млрд.руб.).

Развитие отрасли подтягивает другие направления. Например, уже готов и передан на федеральный уровень проект оптово-распределительного центра на 1,9 млрд. рублей. Важно не потерять эту волну.

Поэтому программы системной господдержки должны быть продолжены. Инвесторы охотно идут в регионы на очевидно выгодных условиях, особенно, когда программы поддержки имеют среднесрочную перспективу. Думаю, что коллеги из других субъектов поддержат наш общий запрос на стабильный горизонт планирования на 2-3 года, а лучше на 5 лет вперед.

***

Хочу еще раз поблагодарить за возможность высказаться. В своей работе мы нацелены на результат и являемся проводниками федеральной политики. Нашими ориентирами остаются Указы Президента, а также запросы жителей на решение проблем региона. Наша работа – обеспечивать перемены для людей. Львиная доля этих перемен невозможна без существенного финансирования и поддержки федерального центра.

Спасибо!

Поделиться