Работы самого таинственного художника XX века можно увидеть в Серпухове

Искусство
Денис Трудников / Подмосковье сегодня

Фото: [Денис Трудников / Подмосковье сегодня]

До 2000-х годов имени Макса Хаазе не было ни в одном художественном каталоге. Фурор его творчество произвело дебютной выставкой в галерее «Асти» в 2004 году. А потом – выставка за выставкой, картины скупали в частные коллекции. При этом художника никто не видел, подробностей биографии не знал. Оставалось только задаваться вопросом: откуда эта глубокая философичность картин, тонкие сюрреалистические сюжеты, трагический надрыв? О том, кто такой Макс Хаазе и почему несколько десятилетий художник скрывал свое без сомнения талантливое наследие, читайте в газете «Подмосковье сегодня».

Жил-был художник один

В двух залах Серпуховского историко-художественного музея собралось несколько миров – непохожих и в то же время объединенных одним именем – Макс Хаазе. В выставке «Судьбы скрещенье» представлено 46 работ мастера и каждая из них – повод для долгих и глубоких размышлений и предмет исследования для искусствоведов. – Художник этот совершенно необычный. Работал он в Москве с 60-х до конца 90-х годов прошлого века. Звали его Михаил Михайлович Занегин. Макс Хаазе – псевдоним. Он самоучка, который долгие годы работал «в стол» и не обращался ни в какие галереи. Лишь однажды получив грубый отказ галериста, он сам себя вычеркнул из внешней художественной жизни, – рассказала главный хранитель музея Татьяна Быкова.

Судьба улыбнулась художнику, когда он встретил родственную душу Нину Тихонову, которая стала добрым другом и соратником мастера. Во многом благодаря ее стараниям в 2004 году мир впервые увидел картины Макса Хаазе.

Занегин, кстати, присутствовал на первых выставках, представившись лишь другом автора. Что Хаазе и Занегин – один человек, стало известно лишь в 2013 году, после смерти мастера.

– Когда мы узнали эту историю, решили, что обязаны сделать выставку его работ. Это совершенно необыкновенные полотна. Здесь есть и горельены (синтез гобелена и барельефа), и живопись, и графика., – подчеркивает Быкова.

Картина – мир

Перед каждой работой Макса Хаазе можно простаивать часами. Редкий случай, когда на одном полотне переплетаются трагичность бренности человеческого бытия с высокими, тонкими материями искусства.

Объяснить увиденное трудно, надо видеть собственными глазами, чтобы хоть на йоту приблизиться к великому, таинственному миру гения Макса Хаазе – величайшего мистера «Икс» нашего времени.

Поделиться