Гордеев: Искусству санкции не страшны
Фото: [Александр Котомин / Подмосковье Сегодня]
Начало года у Московского областного государственного театра «Русский балет» было очень насыщенным. Коллектив только завершил заграничные гастроли, а уже строит амбициозные планы на март. Одно из главных событий – фестиваль-конкурс «Классика и современность» в рамках социального проекта «Выдающиеся деятели вокального и хореографического искусства – детям России». А еще – спектакль «Девушка и Дракон» в «Крокус Сити Холле». Все подробности – в беседе корреспондента «Подмосковье сегодня» с художественным руководителем театра Вячеславом Гордеевым.
Демократичный фестиваль
- Вячеслав Михайлович, как вы все успеваете: театр, гастроли, премьеры, теперь еще конкурс… Какие цели он преследует?
- В первую очередь - поддержать талантливую молодежь, помочь ей определить путь. Участвовать в конкурсе «Классика и современность» могут как профессиональные, так и самодеятельные артисты. Фестиваль наш демократичный, заявки на участие в нем будут приниматься до 10 марта включительно.
- 14 и 15 марта – конкурс, а уже на следующий день, 16 марта, ваш коллектив выступит в «Крокус Сити Холле» со спектаклем «Девушка и дракон», музыку к которому написал российский композитор китайского происхождения Цзо Чжэньгуань.
- Да. В зрительном зале будут вся китайская диаспора, представители посольства КНР и российского МИДа. Надеюсь, что зал на 7000 зрителей будет полон. Наше выступление курирует супруга председателя правительства России Светлана Медведева.
Достучаться до закрытых сердец
- Ваш театр, можно смело сказать, занимается культурной дипломатией – вас приглашают со спектаклями во многие страны. В нынешней ситуации с санкциями великая классика способна преодолеть напряжение?
- Высокому искусству никакие санкции не страшны. Вспомните, как было в советское время: лишь только ситуация на международной арене накалялась, за рубеж отправлялся с гастролями Большой театр, ансамбль Моисеева. И мы с невероятным успехом выступали в Америке, Англии, Германии, зарабатывали любовь публики - растапливали лед холодной войны. Надеюсь, что и «Русский балет» сможет достучаться до закрытых сердец.
В этом году 175 лет со дня рождения Петра Ильича Чайковского, и мы показывали в Германии «Лебединое озеро» и «Щелкунчик». Зрители поднимались со своих мест и долго аплодировали российским артистам.
Миллион зрителей в Берлине
- Правда, что 1 января 2015 года сразу после боя курантов «Русский балет» первым выступил возле знаменитых Бранденбургских ворот в Берлине перед почти миллионом зрителей?
- За полгода до события нам позвонили из Германии и сказали, что нужно подготовить выступление под Девятую симфонию Бетховена. Из России мы были единственные.
На пешеходной зоне длиною в два километра были установлены многочисленные сцены, экраны и звуковые системы. И в первые минуты Нового года именно «Русский балет» вышел на немецкую сцену. За три с половиной минуты мы показали фрагменты из 14 балетных постановок. Публика сотрясала воздух овациями, зрелище было грандиозное.
- Ваш дом здесь, в России. Тем не менее вы много гастролируете. Почему?
- Потому что это - единственная возможность дать артистам заработать. Если этого не делать, актеров переманят другие балетные труппы, которых сегодня много. Но если Большому театру или театру Станиславского и Немировича-Данченко есть что предложить артистам – более высокую зарплату, жилье, социальные гарантии, у нас ничего этого нет. Мы, кстати, обратились в правительство Московской области, Министерство культуры с просьбой выделить театру еще несколько ставок – не хватает артистов, чтобы показать в блеске многофигурные композиции кордебалета.