Тамара Синявская: взорвала музей в Клину... Чайковским

Искусство
Андрей Маленков / Подмосковье Сегодня

Фото: [Андрей Маленков / Подмосковье Сегодня]

Поет с трех лет. С девяти - в хоре ансамбля песни и пляски Московского городского Дворца пионеров. В 21 год вопреки всем стандартам и благодаря уникальному меццо-сопрано приглашена в стажеры Большого театра, а через год на 39 лет стала солисткой. Первая главная партия - Ольга в опере Чайковского «Евгений Онегин». В 1970-м великий композитор вновь улыбнулся ей - первая премия на IV Международном конкурсе им. Чайковского. А затем - «Ла Скала», Венская опера, Франция, Испания, Бельгия, США, Австралия, Япония, Южная Корея, Турция... После смерти в 2008 году мужа - народного артиста СССР Муслима Магомаева - она ушла в тень. Мастер-класс заведующей кафедрой вокального искусства РАТИ - ГИТИС профессора Тамары Синявской к 175-летию со дня рождения Чайковского дал корреспонденту «Подмосковье сегодня» редкий шанс побеседовать со звездой мировой оперной сцены.

С первокурсниками не работаю

- Тамара Ильинична, мастер-классы вы проводите четвертый год. Зачем вам это нужно? Заведуете кафедрой Российской академии театрального искусства, у вас активная педагогическая деятельность. Неужели этого мало?

- Все участники мастер-классов - студенты вокальных отделений музыкальных вузов и молодые артисты музыкальных театров. Мне интересно, чему и как их учат, как умеют они этим пользоваться.

- Что нужно студенту-вокалисту, чтобы попасть на занятия с мэтром оперной сцены Тамарой Синявской?

- Достаточно заявки. Стараюсь не брать студентов первых трех курсов, особенно колледжей. «Просыпаются», соображать начинают только к четвертому курсу.

- Каждый участник мастер-класса лелеет надежду – вдруг случится чудо и Синявская его протежирует…

- Мастер-класс – не контора по трудоустройству, а подсказка, помощь. Никого никогда не протежировала, даже своих учеников. Недавно одного пригласили в Большой театр. Я была недовольна. Считаю, что преждевременно.

- Почему студентам не рекомендуете исполнять Чайковского?

- Они превратили его в экспериментального композитора. Когда студенты думают, что они могут исполнять Чайковского, Верди, Рахманинова, я говорю: «Ребята, посидите сначала на до-ре-ми, на манной кашке, а Чайковский придет к вам сам, но позже».

- Вы часто исполняли его произведения?

- Прикасалась к нему фрагментарно – то, что было удобно по голосу и моему исполнению. В 26 лет доверили в Большом петь Ольгу в «Евгении Онегине». В конкурсе Чайковского исполнила «Орлеанскую деву». Очень боялась, но победила.

- Знаю, пели в музее композитора в Клину…

- Впервые выступила в сборном концерте, исполнила песню Цыганки «Мой костер в тумане светит». Потом руководство музея позвало с сольным концертом. И тут я «оторвалась» - что только не пела, даже частушки. Когда вышла на сцену, установилась мгновенная тишина. Через паузу я обратилась к залу: «Вам не кажется, что Петр Ильич сегодня пришел к нам?» Зал взорвался аплодисментами. Запомнила это на всю жизнь.

Мир для двоих ушел

- Тамара Ильинична, что, кроме работы, вас может сегодня обрадовать?

- Ничего. Я и преподаю не каждый день, а три раза в неделю. В остальное время восстанавливаюсь.

- На подмосковной даче?

- Когда не стало Муслима, перестала ездить туда. Муслим там писал музыку, делал аранжировки, рисовал картины. У нас на участке есть кусочек настоящего леса с грибами, альпийская горка с фонтаном, пруд, прекрасный сад. Это был мир для двоих. А я осталась одна.

Поделиться