В «Абрамцево» открыта выставка художников Ермиловых
Фото: [Александр Котомин / Подмосковье сегодня]
У стен Покровского Хотькова монастыря, в купеческом здании 1858 года постройки, всегда что-то происходит. Одна выставка следует за другой, художник сменяет художника, и в какой-то момент понимаешь, что живешь среди большого количества талантливых людей, каждый из которых – в особинку. Как, например, Людмила и Василий Ермиловы, чья выставка «Дорогами традиций» заставила многих понять, что бессмысленно заниматься творчеством, если не вкладывать в него, как выражаются художники, «душоночку».
Осторожно присаживаюсь на лошадку-качалку. Она так живописна, что даже не знаешь: беззаботно «скакать» на ней или рассматривать, поглаживая расцвеченные яркими красками бока. Эти лубочные картинки, кстати, дань народной традиции. Любовь к истокам прививают всем выпускникам Абрамцевского художественно-промышленного училища (ныне – колледжа). Вот и скончавшийся два года назад Василий Алексеевич Ермилов отдал поддержанию народного искусства всю жизнь, а сейчас продолжает это дело Людмила Григорьевна.
Творчество Василия Ермилова представлено на выставке многолико: резные ларцы, шкатулки, пеналы, настольные лампы, блюда, игрушки для детей... Когда с женой Людмилой приносили эти игрушки на ярмарки, детишки, приходящие туда с трансформерами, их тут же забрасывали и внимание переключали на деревянную игрушку. Потому что она – настоящая, как сейчас говорят – экологически чистая.
Свадебный резной ларец достоин отдельного внимания посетителей. Его Василий Алексеевич подарил старшему сыну на свадьбу. Подарок тем более дорогой, что сын Алексей и невестка Катя – тоже художники, окончили Строгановку, где, собственно, познакомились. Екатерина – керамист. Недавно сделала большое панно и подарила его Сергиево-Посадскому интернату для слепоглухонемых.
Картины Ермиловой в стиле народной графики резаны на липовой доске. Если очень внимательно всмотреться, можно заметить, что ни одна из них не имеет ровной прямоугольной формы, по словам автора, «кривенькие-косенькие». Но неровности и перепады в стиле народного искусства.
– Когда все ровненько – правильно, как-то грустно. Хотя в багетных мастерских меня из-за этого не любят – мастерам сложно делать неровные рамки, – улыбается Людмила Григорьевна. Мнение более чем авторитетное, ведь она – профессор, 40 лет преподает рисунок и пластическую анатомию в вузах. А еще делится с учениками секретом мастерства:
– Просто следовать традиции, как и моде, глупо и бессмысленно. Традицию нужно чувствовать, любить, понимать, пропускать через себя и идти дальше.