Алексеевская «часовня-церковь» в Егорьевске

Антон Саков \ Подмосковье Сегодня

Фото: [Антон Саков \ Подмосковье Сегодня]

На Нечаевской улице в Егорьевске находится самый маленький в городе храм – во имя святителя Алексия Московского Чудотворца. До 1929 года в этой части города находилась деревня Нечаевская – центр бывшей Нечаевской волости Егорьевского уезда. Состоятельный крестьянин этой деревни Иван Акатьев в начале 1900-х годов воздвиг на свои средства часовню, которая позже была достроена и преобразована в церковь. Изначально «часовня-церковь» не имела своего прихода и была приписана к ныне утраченному Успенскому «Белому» собору Егорьевска. Со временем Алексеевская церковь стала самостоятельной и в советские годы не закрывалась.

Святитель Алексий Московский почитался в Егорьевском крае с глубокой древности. Первое упоминание села Высокого – исторического предшественника города – встречается в завещании великого князя Василия Темного в XVвеке. Однако, по преданию, эти земли столетием раньше принадлежали боярину Федору Бяконту – отцу митрополита Алексия. Считается, что святитель впоследствии пожертвовал отцовское имение во вновь устроенный Чудов монастырь в Москве. Предание сложно подтвердить историческими фактами, однако Нечаевская волость до середины XVIIIстолетия действительно числилась вотчиной московского Чудова монастыря.

В эпоху святителя Алексия русские земли находились под зависимостью ордынских ханов, а в Московском кремле располагался двор татарских наместников. В 1357 году хан вызвал в Орду русского святителя, прослывшего человеком праведным и благочестивым. Ордынский правитель велел Алексию помолиться о выздоровлении его ослепшей супруги – Тайдулы, и Господь услышал молитву святителя. Чудесное исцеление ханши произошло в день церковного праздника Чуда Михаила Архангела в Хонех, которое празднуется 6 сентября (19 сентября по новому стилю). В благодарность за исцеление хан передал митрополиту Алексию участок своего двора в Московском кремле. На этом участке и был основан древний Чудов монастырь.

В Егорьевске особо почитался день обретения мощей святителя Алексия Московского – 20 мая (2 июня по новому стилю). В этот день по окончании литургии совершался многолюдный крестный ход вокруг всего города. Вот как описывалось это местное торжество в Рязанских епархиальных ведомостях 1912 года: «Крестный ход начался пением молебна Пресвятой Богородице с чтением акафиста, который разделен был на 4 части и прочитан на 4-х остановках. На остановке при часовне св. Николая близ монастыря был отслужен молебен святителю Николаю Чудотворцу с прочтением акафиста, а в монастыре женском, который основан при кладбище, отслужен молебен Пресвятой Троице и святым, коим посвящен монастырский храм, и панихида по усопшим жителям г. Егорьевска; при остановке на южной стороне города совершено было водосвятие. Крестный ход закончился в 4-м часу пополудни».

Несмотря на широкое почитание святителя Алексия, в городе вплоть до XXвека не было ни одного храма в его честь. В 1906 году крестьянин Иван Акатьев построил первую Алексеевскую часовню в деревне Нечаевской, рассчитывая служить в ней вечерни в холодное время года. В 1908 году маленькая часовня уже не вмещала всех желающих, и Акатьев обратился к епархиальным властям с просьбой разрешить расширить постройку. Также Акатьев просил позволения устроить алтарь, чтобы священники из соседних храмов служили в часовне литургию хотя бы несколько раз в год.

Свое прошение крестьянин подкреплял заботой о духовной жизни фабричного населения Егорьевска, вера которого, как он писал, «под воздействием новых веяний уже начинает значительно слабеть». Кроме того, устройство «часовни-церкви» должно было увековечить важное событие в жизни семьи последнего российского императора Николая II– рождения в 1904 году цесаревича Алексия.

Таким образом, Алексеевская церковь имела двойное посвящение. Первое – в честь городского покровителя митрополита Алексия Московского, и второе – в честь наследника царского престола. По сходной логике в 1880-х годах в Егорьевске был освящен величественный собор во имя Александра Невского – небесного покровителя императора Александра II.

О лояльных царской власти настроениях жителей деревни Нечаевской говорит «адрес» крестьян Нечаевской волости Егорьевского уезда от 9 февраля 1905 года. Вот его строки, обращенные к Николаю II:

«Повергаем к стопам Вашего Императорского Величества верноподданнические чувства и глубокую благодарность за милости, дарованные Высочайшими Манифестами 17-го октября и 3-го ноября 1905 года. Всегда готовы отдать свою жизнь за дорогого и любимого Царя…В ознаменование великого события дня 17-го октября мы решили поставить в нашем волостном правлении иконы святого Николая и святого Алексия, имени Вашего Императорского Величества и Наследника Русского Престола, и отслужить молебен о здравии и благоденствии возлюбленного Монарха и Его Наследника».

Торжества в честь святителя Алексия в мае 1912 года посетил епископ Рязанский и Зарайский Дмитрий. Иерарх участвовал в ежегодном крестном ходе, служил во всех городских церквях. 22 мая преосвященный Дмитрий посетил и небольшую Алексеевскую церковь в деревне Нечаевской. Вот как описан визит высокого гостя в Рязанских епархиальных ведомостях:

«В 9 часу того же 22 мая Его Преосвященство изволил посетить и осмотреть недавно выстроенную церковь при Нечаевской деревне, отстоящей в двух не более верстах от города и входящей в состав соборного прихода. Церковь каменная, устроена крестьянином этой деревни на свои средства из часовни. Она небольшая, но очень хорошенькая; иконостас золоченый. При ней есть церковная утварь и облачения… Владыка благословил строителя и принял его просьбу посетить его дачу».

После революции 1917 года Нечаевский храм продолжал действовать, несмотря на попытки властей его закрыть. Репрессиям и давлению подвергалось местное духовенство. Так в 1919 году священник соседнего села Рыжево Нечаевской волости Василий Митродоров жаловался во ВЦИК на действия Волостной реквизиционной комиссии, которая забрала у него последнюю корову – единственное, что составляло его капитал. Из текста жалобы становится известно, что отец Василий принял сан незадолго до революции и состоял корреспондентом Губернского и Уездного статистического бюро. В 1941 году имя священника встречается в отчете партийных работников А. А. Лаврова и Б.Н. Вампилова:

«Возьмем пример церкви в селе Рыжове. Недавно поп этой церкви, гр-н Митродоров, ссылаясь на невозможность платить налоги… отказался от службы в селе Рыжове, перевез дом в гор. Егорьевск и теперь устроился вторым попом в Нечаевской церкви в Егорьевске». В военные годы о. Василий Митродоров значился в списке духовенства Московской области, представленного к награждению медалью «За доблестный труд в Отечественной войне 1941-1945 годов».

Трагически сложилась судьба другого священнослужителя – настоятеля Алексеевской церкви и благочинного Егорьевского округа Андрея Ясенева. В 1938 году он был арестован и расстрелян на полигоне в Бутово. В 2003 году подвижник веры был прославлен в лике новомучеников и исповедников российских.

До возобновления служб в 1946 году в Александро-Невском соборе небольшая Алексеевская церковь оставалась единственной действующей в Егорьевске. В Нечаевской церкви в эти годы нашли приют монахини из закрытого Троицкого женского монастыря. Сюда были перенесены некоторые городские святыни, среди которых древний образ Николая Чудотворца из бывшей Никольской часовни.