Ангельский храм в Балашихе
Фото: [Антон Саков / Подмосковье сегодня]
21 ноября (8 ноября по старому стилю) будет отмечаться церковный праздник архангела Михаила и всех небесных сил. В русской топонимике села и города, где находились церкви святого архистратига Михаила, нередко получали по ним свои имена. Широко известна подмосковная усадьба Архангельское в Красногорском районе, обязанная своим названием Михайловской церкви. Еще одно «Архангельское» находилось на территории современной Балашихи. Вблизи платформы Никольское в микрорайоне Никольско-Архангельский по сей день стоит прекрасный храм XVIIIвека, посвященный главному христианскому ангелу.
Согласно христианскому учению ангелы, будучи бестелесными духами, не имеют никакого образа или формы, однако символически их все-таки принято изображать в виде людей. Чаще всего на иконах или картинах ангелы – это красивые юноши в белой одежде с крыльями за спиной. Кроме того, в западной средневековой живописи, а также в современной массовой культуре, к образу ангелов прочно пристал облик римских амуров и декоративных путти – толстых, розовощеких и кудрявых младенцев. Такое достаточно далекое от библейского представление об ангелах вольно или невольно перешло и в восточную православную архитектуру, особенно в русские усадебные постройки эпохи барокко и классицизма. Лепных «амуров-ангелочков» можно отыскать и на стенах церкви в Никольском-Архангельском как снаружи, так и внутри храма. В то же время в одной из ниш барабана купола и на мозаике у входа в верхний этаж храма можно увидеть ангела совсем иного вида: грозного юношу с мечом в руках. Именно так принято изображать архангела Михаила в византийской традиции, поскольку он считается предводителем и князем ангельского воинства.
Сложно представить, чтобы суровые московские правители, сначала великие князья, а потом и первые цари, избрали бы местом усыпальницы рода храм, посвященный существам, подобным забавным амурам. Именно в Архангельском соборе Московского кремля великий князь Василий III задумал устроить княжескую усыпальницу, поскольку в сознании средневекового верующего невидимые силы ассоциировались с воинством, а их предводитель Михаил с князем и военачальником. Кстати, особо почитался архангел Михаил и Романовыми, потому что первый представитель династии носил это имя. Формально Михаилом был и последний русский царь. В своем отречении Николай II указал в качестве преемника младшего брата Михаила, который, однако, сразу отказался от власти.
Представление об ангелах как о воинах и князьях вполне соответствовало Библии. Например, в книге пророка Даниила говорится: «И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего; и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге». В другом месте Библии в книге еврейского вождя Иисуса Навина так описывается явление архангела Михаила: «Иисус, находясь близ Иерихона, взглянул, и видит, и вот стоит пред ним человек, и в руке его обнаженный меч. Иисус подошел к нему и сказал ему: наш ли ты, или из неприятелей наших? Он сказал: нет; я вождь воинства Господня, теперь пришел сюда. Иисус пал лицем своим на землю, и поклонился и сказал ему: что господин мой скажет рабу своему?».
Ангелы в Библии имеют разные роли: они сражаются со злом, непрестанно восхваляют Бога, а также являются людям, чтобы сообщить важное послание. Именно последнее предназначение дало духам имя, поскольку с греческого языка слово «ангел» переводится как «вестник» или «посланник». Например, ангел возвестил священнику Захарии о скором рождении у него сына Иоанна Крестителя, а архангел Гавриил предрек рождение у Марии Иисуса. Ангелы являлись пастухам и мудрецам при рождении Спасителя. Именно ангел сообщил ученикам Христа после распятия и погребения, что Иисус воскрес из мертвых.
В книге протопресвитера Михаила Помазанского о православной догматике мы читаем, что Бог создал бесчисленное множество бессмертных духов. Древний христианский святой Кирилл Иерусалимский писал о числе ангелов так: «Представь, как многочислен народ римский; представь, как многочисленны другие народы грубые ныне существующие и… сколько их умерло, сколько погребено за тысячу лет. Велико множество их, но оно еще мало в сравнении с ангелами, которых больше… Населяемая нами земля есть как бы некоторая точка, находящаяся в средоточии неба: посему окружающее ее небо имеет столь же больше число обитателей, сколько больше пространство. Небеса небес содержат их необъятное число».
Поскольку невидимых разумных существ было создано Богом так много, богословам естественно было предположить, что все они имеют какую-то иерархию между собой. В церкви утвердилось учение о девяти чинах духов: престолах, херувимах, серафимах, властях, господствах, силах, а также ангелах, архангелах и началах. Последние три чина находятся ниже всего в этой иерархии и ближе всего к миру людей. Однако, по мнению авторитетного христианского богослова древности Иоанна Златоуста, разновидностей невидимых существ может быть намного больше: «По истине есть и другие силы, которых даже имен мы не знаем…Не одни ангелы, архангелы, престолы, господства, начала и власти суть обитатели небес, но и бесчисленные иные роды и невообразимо многие классы, которых не в состоянии изобразить никакое слово».
Архангельская церковь в Никольском-Архангельском принадлежит к плеяде замечательных усадебных церквей, сохранившихся в этой части Подмосковья. На территории современной Балашихи и пересечении двух старинных путей – некогда полноводной реки Пехорки с ее притоками и сухопутного Владимирского тракта – помещались пять усадеб, связанных с прославленными фамилиями русской истории XVIIIи XIXвеков. В том месте, где Пехорка пересекала Владимирскую дорогу, располагались когда-то усадьбы Горенки графа Алексея Кирилловича Разумовского и Пехра-Яковлевское Голицыных. Севернее сухопутной дороги находилась усадьба Пехра-Покровское петровского фаворита Александра Даниловича Меньшикова. К югу от тракта были Троицкое-Кайнарджи Румянцевых и Архангельское-Никольское Долгоруковых на речке Чечере. Не все из этих усадеб сохранились, однако четыре роскошные церкви остались напоминанием о них.
Каждая из этих церквей выглядит по-разному, однако их объединяет облик, свидетельствующий о богатстве и утонченных вкусах бывших владельцев этих имений, а также оригинальность архитектурных форм. В частности, церкви в Троицком-Кайнарджи и Пехра-Яковлевском имеют по две одинаковые башни-колокольни на французский манер, а главные залы Покровской церкви в Пехре-Покровском и Спасской в Пехре-Яковлевском имеют нестандартную форму окружности. Церковь в Никольском-Архангельском самая большая по своим размерам среди перечисленных храмов. Высокий храм голубого цвета венчает богато украшенный металлическими ажурными узорами барабан купола. Среди декоративных элементов этого узора центральное место занимают фигурки крылатых ангелов, что напоминает зрителю о посвящении его архистратигу Михаилу и небесным силам. Этот храм хорошо заметен с платформы Никольское Горьковского направления.
В подвале Архангельской церкви находится усыпальница представителей одной из ветвей рода Долгоруковых, которые владели Никольским-Архангельским много поколений подряд, начиная с середины XVIIвека. Строителем ныне существующего здания храма в екатерининскую эпоху стал Александр Владимирович Долгоруков, потомок знатных бояр с неблагозвучными прозвищами Григория Ивановича Долгорукова-Черта и Алексея Григорьевича Долгорукова-Чертенка. Уже упоминавшимися Горенками одно время владела более известная ветвь Долгоруковых. «Горенский» Алексей Григорьевич Долгоруков вошел в историю как фаворит юного императора Петра II, который после готовившейся свадьбы царя с его дочерью должен был стать самым могущественным человеком в империи. Однако неожиданная смерть Петра от простуды разрушила блистательное будущее Долгорукова, низвергла с вершин власти. Водный путь Пехорки с его усадьбами пересекся с каторжной Владимиркой в судьбе этого вельможи, который закончил свои дни в сибирской ссылке.