Богоявленская церковь на реке Протве
Фото: [Антон Саков / Подмосковье Сегодня]
Богоявленскую церковь можно часто увидеть на фотографиях с видами подмосковной Вереи. Этот храм неизбежно попадает в поле зрения туристов благодаря своему удачному расположению в Заречье. С высокого холма Верейского кремля, где расположены главные достопримечательности – древнейший в городе собор Рождества Христова и памятник герою Отечественной войны 1812 года И.С. Дорохову, открывается живописный вид на низкий противоположный берег реки Протвы. Именно там издавна располагалась Заречная слобода с церковью Богоявления Господня. Об этой церкви, ставшей узнаваемым символом Вереи, пойдет речь в этой статье.
В 1862 году С. Яковлев записал актуальные и по сей день слова о Верее и заречной части этого города в своих «Подмосковных дорожных заметках»: «Местоположение Вереи живописно; город раскинулся на вершинах крутой горы, внизу которой журчит река; по ту сторону реки тянутся сады и среди их веселенькие домики; куда ни взглянешь, везде встречаешь веселый, приветливый пейзаж…»
Каменная церковь Богоявления Господня с приделом бессребреников Космы и Дамиана была построена в 1777-1786 годы на средства местного купца Михаила Егоровича Седельникова. В архитектурном отношении церковь относится к стилю провинциального барокко, о котором свидетельствуют композиция «восьмерик на четверике» и общий, как сказано в справочнике «Памятники архитектуры Московской области», «вертикализм сооружения». При этом колокольня, соединенная с храмом трапезной частью, отражает архаичные для конца XVIIIвека черты русского зодчества допетровской эпохи.
Важные перемены произошли в жизни города Вереи именно в XVIIIвеке. Петровские преобразования, победа в войне со Швецией и строительство новой столицы открыли стране западные рынки. Это дало новый импульс к развитию тех подмосковных городов, которые находились на больших торговых путях, связывавших центральную Россию и европейские страны. Верея в этом смысле располагалась очень удачно: с одной стороны, через нее шел водный путь через Протву и Оку. С другой стороны, неподалеку пролегал Смоленский тракт, связанный с Гжатской пристанью (современный город Гагарин), откуда товары отправлялись непосредственно в Санкт-Петербург и Ригу. Уже в 1720-е годы число купцов в Верее достигло небывалой для небольшого города цифры – 1500 человек.
Из статистических описаний 1811 года мы узнаем, что Верея в экономическом отношении входила тогда в тройку лучших городов Московской губернии: «Местоположение оных городов [Московской губернии] не столь выгодно, исключая Коломны и Серпухова… и потому сии два и третий к ним должно присоединить Верею, суть лучшие города в губернии; прочие же… могут почесться маловажными». Верейские купцы торговали хлебом, пенькой, маслом не только с Москвой и Петербургом, но и с немецкими городами: Лейпцигом, Кенигсбергом и Данцигом.
Экономический подъем Вереи неизбежно повлиял на облик города: именно в XVIIIвеке богатые купцы построили почти все ныне существующие в городе каменные храмы. Вот что писал об этом известный верейский краевед и педагог С.А. Поспелов: «С первых десятилетий XVIIIвека богатое верейское купечество приступило к сооружению в городе крупных зданий и в первую очередь церквей. Были завершены работы по перестройке на городище Рождественской соборной церкви. К западной ее стороне была пристроена высокая многоярусная колокольня с колоннами, в северо-западной части города выросла пятиглавая Ильинская церковь, в Заречье – Космодемьянская церковь».
Церковь Богоявления Заречной слободы называлась Космодемьянской по приделу, устроенному в память о первом деревянном храме, который стоял на этом месте в древности. В XVIстолетии в Верее насчитывалось17 церквей и только одна Космодемьянская располагалась на противоположном от кремлевского вала берегу реки Протвы. В окладных книгах Патриаршего казенного приказа встречается первое упоминание тогда еще деревянной «церкви Козмы и Дамиана на посаде», которая была построена в 1673 году на месте разрушенного в Смутное время одноименного храма.
Собиратель материалов для летописей церквей Московской епархии В.И. Холмогоров приводил примечательный случай, отразившийся в документах начала XVIIIвека и связанный с приходом верейской церкви Космы и Дамиана «на нижнем посаде». В 1717 году молодой диакон Евфим Кириллов, рукоположенный знаменитым церковным деятелем петровской эпохи Стефаном Яворским, жаловался на притеснения со стороны двух местных священников Василия Харитонова и Никиты Иванова, которые лишали служителя денежного и хлебного дохода. Этот диакон, согласно документу, поданному в патриарший Казенный приказ, в 1710 году занял место священнослужителя в Космодемьянской церкви вместо рано скончавшегося тестя. На попечении Евфима Кириллова были не только его собственные дети, но также теща и малолетние сироты – сестры жены. Духовное ведомство встало на сторону обиженного собратьями по служению дьякона и велело священникам церкви Космы и Дамиана впредь выделять ему третью часть дохода.
Храм Богоявления Господня стоит недалеко от реки Протвы, символизирующей, быть может, по замыслу основателей этой церкви, библейский Иордан. Для западной части Подмосковья и ближайших окрестностей Протва имела большое религиозное значение. В ее водах, по преданию была обретена почитавшаяся в Верее чудотворная икона Владимирской Божией Матери с ликом Николая Чудотворца на обратной стороне. Также в Протве у села Вышгород (нынешнего Наро-Фоминского городского округа) был чудесно обретен резной образ Параскевы Пятницы, хранящийся сегодня в каменной часовне в центре Вереи. На Протве великий русский святой преподобный Пафнутий основал знаменитый Богородице-Рождественский монастырь в Боровске. Отсюда же вышел не менее знаменитый ученик святого Пафнутия – основатель собственной обители под Волоколамском преподобный Иосиф Волоцкий.