Бывший Варваринский монастырь в Волоколамске
Фото: [Антон Саков / Подмосковье Сегодня]
В подмосковном городе Волоколамске в старину насчитывалось пять православных монастырей. Все они были упразднены при Екатерине IIи обращены в обычные приходские храмы. Историю одного из этих монастырей, называвшегося Варваринским, связывают с именами Волоцкой княгини Иулиании и великого князя московского Василия III– отца царя Ивана Грозного. После закрытия Варваринской обители ее соборный храм был освящен как Покровский. В советские годы церковь не подвергалась разорению и оставалась действующей.
Первые документальные упоминания Варваринского монастыря относятся к двадцатым годам XVIIстолетия. В писцовых книгах 1626 года обитель описывалась следующим образом: «На Волоке, на посаде, Варварской девичь монастырь, а в нем церковь Успение Пречистые Богородицы древяна клетцки, да церковь Христовы мученицы Варвары древяна ж ветха, завалилась; а в монастыре в келье игуменья Варсанофия Егубова, да восмь келей, а в них осмнадцать стариц…» В переписных книгах 1715 года впервые упоминалась каменная церковь Успения Пресвятой Богородицы, которая в перестроенном виде сохранилась до сегодняшнего дня. Она была возведена в 1695 году на средства Натальи Кирилловны Нарышкиной. После секуляризации церковных земель в 1764 году Варваринский монастырь был упразднен, а Успенская каменная церковь стала обычной приходской. При этом храм сменил свое название: главный престол был заново освящен, после чего Успенская церковь стала Покровской. В храме со временем были устроены приделы во имя великомученицы Варвары, Успения Пресвятой Богородицы и мученика Уара Египетского.
Существуют две версии происхождения наименования женского монастыря в Волоколамске в честь великомученицы Варвары. Согласно первой, это было косвенное посвящение скончавшейся в 1503 году княгине Иулиании – супруге волоцкого удельного князя Бориса Васильевича. Святая Иулиания была небесной покровительницей княгини, а день памяти этой святой совершается 4 декабря (17 декабря по новому стилю) в один день с памятью св. Варвары, поскольку, как известно из жития последней, обе мученицы пострадали и были казнены в одно время.
Варвара родилась в семье богатого язычника Диоскора. Он построил для единственной дочери башню, где отроковица росла в заточении, скрытая от глаз посторонних. Когда пришло время выдать Варвару замуж, Диоскор столкнулся с твердым отказом дочери вступать в брак. Отец решил выпустить затворницу, чтобы она пообщалась с замужними женщинами и изменила свое намерение, однако, по-видимому, святая встретилась на воле с христианами, восприняла новую веру и решила принять крещение. Узнав об этом, отец велел схватить Варвару и отправить на суд правителя Маркиана. Христианку подвергали пыткам, чтобы она отреклась от Христа, но каждый раз раны святой чудесным образом заживали. Свидетельницей страданий Варвары стала женщина по имени Иулиания. Она открыто обличала мучителей, хотя и не была знакома со святой. Маркиан велел пытать ее вместе с Варварой. Увидев твердость духа Варвары и разделившей с ней страдания Иулиании, правитель отдал приказ обезглавить обеих. Вот почему память Варвары и Иулиании празднуется в один день, а Волоцкая княгиня могла считать своими небесными покровительницами обеих мучениц.
Согласно второй версии женскую обитель назвали Варваринской в память о московском великом князе Василии III, который тяжело заболел в Волоколамске и скончался в день памяти великомученицы 4 декабря 1533 года. Василий III, к слову, был племянником Бориса Васильевича и княгини Иулиании. В церковной политике Василий IIIподдерживал партию иосифлян и особо чтил Иосифо-Волоцкую обитель. В Москве он построил два прекрасных храма: Архангельский собор в Кремле и церковь Вознесения в Коломенском.
Обстоятельства кончины Василия III подробно описаны у С.М. Соловьева в «Истории России с древнейших времен». После ухода крымских татар из Московских пределов в сентябре 1533 года великий князь Василий Иванович вместе с семьей отправился в Троице-Сергиев монастырь, а оттуда – в Волок Ламский, чтобы «потешиться любимою своею забавою, охотою». По дороге в селе Озерецком на сгибе левой ноги у великого князя появилась багровое пятно размером с булавочную головку. В первых числах октября он прибыл в Волоколамск уже больным, хотя первое время продолжал участвовать в пирах и охоте. Вскоре болезнь усилилась, и Василий IIIмог принимать пищу только лежа в постели. Две недели великий князь пробыл в своем селе Колпь, где лекари прикладывали к болячке пшеничную муку с пресным медом и печеный лук. Вскоре Василий IIIзахотел вернуться в Волоколамск, но так как верхом ехать не мог, слуги несли его на руках. По прибытии в город князю стало немного лучше: из раны вышел целый таз гноя, а после прикладывания мази опухоль опала. Было решено ехать в любимый Василием Иосифо-Волоцкий монастырь. Вид беспомощного и больного князя поразил монастырскую братию. Соловьев писал, что во время службы в монастыре диакон не мог окончить ектенью от душивших его слез. Василий IIIслушал литургию, лежа на одре на паперти.
В конце ноября умирающий великий князь Василий Иванович вернулся в Москву. У С.М. Соловьева описано, как в забытьи князю явилась великомученица Екатерина. Он произнес: «Великая Христова мученица Екатерина, пора царствовать; так, госпожа, царствовать». Очнувшись, Василий попросил священника принести икону святой и приложился к ее образу. Перед самой смертью Василий IIIпожелал по обычаю принять иноческий чин. Он был пострижен в монахи с именем Варлаам после чего вскоре скончался в полночь 4 декабря в день памяти святых мучениц Варвары и Иулиании. Монахи любимого Василием Ивановичем Иосифо-Волоцкого монастыря облачили тело князя в иноческие одежды для погребения, и вынесли гроб из царских покоев в храм с пением «Святый Боже!».
В советские годы Покровский храм не закрывался. Небольшому городу Волоколамску посчастливилось в эти годы иметь сразу две действующие православные церкви – Покровскую в западной части, и Рождества Пресвятой Богородицы в Возмище на восточной окраине. В Покровском храме хранились две старинные иконы великомученицы Варвары, позднее переданные в музей Сергиева Посада. Сегодня в храме особо почитается образ Божией Матери «Достойно есть».