Церковь апостолов Петра и Павла в «Соколово-Малахово»
Фото: [Антон Саков / Подмосковье Сегодня]
Церковь в Малаховке, наряду с храмами в поселке Удельная и Наташино, принадлежит к числу замечательных подмосковных памятников деревянного зодчества, построенных в конце XIX– начале XXвека вдоль линии Казанской железной дороги. Малаховский храм был возведен в 1903 году по инициативе и на пожертвования братьев Соколовых – владельцев северной части популярной дачной местности. Один из братьев присяжный поверенный Сергей Алексеевич Соколов являлся учредителем московского издательства поэтов-символистов «Гриф». Благодаря литературной деятельности малаховский храмоздатель близко знал многих поэтов и писателей Серебряного века: Константина Бальмонта, Андрея Белого, Александра Блока и других.
Название модного в прошлом дачного поселка Малаховка происходило от фамилии купца Малахова, который в начале XIXвека имел здесь сукновальню. В 1885 году предприниматель Федор Иванович Шпигель взял в аренду земли англичанина Аллея у станции Малаховка и выстроил первые дачи, став основателем поселка. Однако к началу XXвека, когда Малаховка приобрела известность в творческой среде, дачная местность имела двух разных владельцев и делилась на две части. Первой частью («Соколово-Малахово»), располагавшейся к северу от линии железной дороги, владели сыновья Алексея Дорофеевича Соколова – Павел и Алексей. Южная часть («Малахово-Озеро») принадлежала супругам Николаю Дмитриевичу Телешову и Елене Андреевне Карзинкиной.
Владельцы двух дачных поселков у станции Малаховка во всем конкурировали между собой и не уступали друг другу в тесном знакомстве с лучшими поэтам, писателями, музыкантами и артистами своего времени. Соколовы и Телешовы также спорили о праве построить церковь именно на своей части дачной местности, но в итоге, это почетная обязанность выпала владельцам северного поселка. Братья Соколовы также проложили у себя линию конки и возвели знаменитый когда-то, а ныне утраченный Летний театр в Малаховке.
Закладка церкви святых апостолов Петра и Павла при станции Малаховка совершилась 14 июля (по старому стилю) 1902 года в 11 часов утра. Как отмечал корреспондент 195 номера «Московского листка» в заметке об этом событии, храм возводился на земле и на пожертвования господ Соколовых с участием других жертвователей-дачевладельцев. Малаховская церковь «красивой архитектуры, в русско-византийском стиле» изначально проектировалась с тремя престолами: апостолов Петра и Павла, равноапостольной княгини Ольги и святого Алексия, человека Божия. Закладку совершил епископ Дмитровский Трифон (Туркестанов) в присутствии местного духовенства и мирян.
Малаховский храмоздатель Сергей Алексеевич Соколов (литературный псевдоним Сергей Кречетов) был неординарной, многогранной личностью: адвокат, поэт, руководитель московского издания символистов «Гриф», участник Первой Мировой войны (три года провел в немецком плену), затем деятель Белого движения, а в эмиграции – издатель антисоветских журналов. Знаменитый поэт серебряного века Андрей Белый в книге воспоминаний оставил такую характеристику С.А. Соколова: «С эстрады, – как кречет; а в кресле домашнем своем – само «добродушие» и «прямодушие», режущее «правду-матку»; не слишком ли? Бывало, он так «переправдит», что просто не знаешь, кидаться ли в объятия и благодарить, иль грубо оборвать… Имел дар: был – делец, достающий деньгу для издательства и перекидывающий с руки на руку, точно брелоки, журналы: «Искусство», «Руно», «Перевал» – были сфабрикованы им, как и издательство «Гриф».
Петропавловская церковь в Малаховке была построена в 1903 году, а окончательный вид приобрела после перестроек к 1908 году. Примерно в это время жена Соколова писательница Нина Петровская ушла от супруга к поэту Валерию Брюсову (она стала прототипом героини в романе «Огненный ангел»), а в 1911 году официально развелась с Соколовым и навсегда покинула Россию. Вскоре после расставания с Петровской началась Первая Мировая война, и Сергей Алексеевич Соколов отправился в армию добровольцем. В 1915 году Соколов-Кречетов издал дневниковые заметки «С железом в руках, с крестом в сердце» о жизни и впечатлениях на фронте. Несколько ярких отрывков из этой книги раскрывают духовное мировоззрение человека, который был одним из основателей и благотворителей Петропавловской церкви в Малаховке.
Однажды после литургии, которую служил полковой священник в специально оборудованном под храм вагоне, Соколов записал: «Ныне силы небесные с нами невидимо служат…Никогда я так ясно не чувствовал близости Бога. В этом простом вагоне, под этим серым небом, верую, совершается великое таинство. В воздухе, над склоненной толпой, тихие, белоснежные веют крылья, и в трепете закрывают лица многоочитые херувимы, чуя присутствие Божие…Обедня кончилась… На душе спокойствие и ясность. Серая мгла заволакивает дали, слезы дождя текут по запотевшим окнам. Что в том? Там, в высоте, вечная сияет лазурь».
В другой раз рождественское богослужение проводилось в низкой комнате немецкого заброшенного дома в одной из областей Восточной Пруссии. Вот как описал его Соколов-Кречетов:
«Свете тихий святыя славы… – торжественно и плавно льются знакомые с детства слова… Господи, Господи! Кто увидит твой тихий вечерний свет? Кто услышит твой тихий вечерний зов? Пушистая, дымчатая немецкая кошка Марта удивленно ходит около священника и смотрит большими глазами на непонятное ей зрелище».
Церковь в дачной местности должна была символизировать гармонию окружающей подмосковной природы, куда стремились из города дачники, и религиозного созерцания. Близкое к этому ощущение С.А. Соколов записал в том же фронтовом дневнике: «Солнце было на закате. Лес тихо редел, и сквозь сливающуюся чащу стволов струились расплавленные рубины и червонное золото. Хотелось молчать. Было тихо и торжественно в лесном храме, и в величавом его спокойствии золотой фимиам проливался благостно, не ведая людских распрей, равно для правых и виноватых».