Церковь Каплуновской-Казанской иконы в Поречье
Фото: [Антон Саков / Подмосковье Сегодня]
Недалеко от поселка Тучково городского округа Руза у берега реки Москвы находится село Поречье. Когда-то здесь располагалась одноименная усадьба, от которой до нашего времени сохранилась красивая церковь Казанской иконы Божией Матери. О том, что общего у этой церкви с известным храмом Знамения в Дубровицах под Подольском, и почему Казанский образ Богородицы называют еще и Каплуновским, читайте в этой статье.
Храм Казанской иконы Божией Матери был построен в 1763 году на средства местных помещиков Марии Петровны и Михаила Александровича Яковлевых – родственников писателя Александра Ивановича Герцена (1812-1870). Через двадцать лет после постройки храма на деньги Марии Петровны Яковлевой была возведена отдельно стоящая колокольня. В 1848 году при новом помещике Иване Алексеевиче Бартоломее колокольня была соединена с храмом трапезной частью, и церковь приобрела тот вид, который имеет сегодня.
Храм в Поречье интересен с точки зрения архитектуры – он представляет собой разновидность так называемого «лепесткового» храма, и это роднит его с известной подмосковной церковью Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах. Стены таких храмов напоминают «лепестки», полукруглые выступы, выходящие из центра здания. У Казанской церкви в Поречье есть только три лепестка, а четвертый выступ с западной стороны заменяет трапезная и колокольня. Один из первых храмов подобного «лепесткового» плана был построен в конце XVIIвека – это собор Митрополита Петра в московском Высоко-Петровском монастыре. В XVIIIстолетии в подмосковных усадьбах богатых вельмож стали появляться церкви такой необычной формы. В Подмосковье, кроме упоминавшейся Знаменской церкви в Дубровицах, наиболее известны из этого ряда Спасский храм в Уборах городского округа Одинцово и храм Трех Святителей в усадьбе Волынщина-Полуектово. Последний находится в городском округе Руза и, как в случае церкви в Поречье, его центрическая композиция нарушена поздними пристройками трапезной и колокольни с западной стороны.
Планы церквей Знамения в Дубровицах и Казанской в Поречье
На сайте Рузского благочиния приведен текст из метрики церкви 1887 года, в которой описаны ее реликвии. До революции здесь хранился медный лист с изображением Казанской Божией Матери и двумя ангелами. Под иконой была сделана подпись: «Помощию Божиею сооружена сия церковь во имя Пресвятыя Богородицы Каплуновския в лето от Рождества Христова 1763…» К старинным и местночтимым иконам текст метрики относил образ Макария Египетского, список с чудотворной иконы Успения из Киево-Печерской лавры и храмовую икону Казанской Божией Матери XVIIвека в серебряной ризе с чеканным текстом: «Изображение и мера с чудотворной иконы Пресвятыя Богородицы Каплуновския».
Из текста приведенной выше метрики видно, что храм был посвящен именно Каплуновскому образу Божией Матери, который иконографически почти ничем не отличается от Казанского: единственное отличие – это короны на главах Богородицы и Младенца. Тем не менее, Каплуновский список имеет свою особую историю.
В сборнике Е. Поселянина «Богоматерь: полное иллюстрированное описание ее земной жизни и посвященных ее имени чудотворных икон» приводятся предания, связанные с Каплуновской-Казанской иконой. Свое название образ получил по селу Каплуновка Харьковской губернии. В 1689 году местному священнику Иоанну Ильичу Уманову на праздник Рождества Богородицы приснилось, будто незнакомый старец предупредил его о скором приходе трех иконописцев 70, 80 и 90 лет. Старец велел принять гостей, взять у одного из них связку из восьми икон, вернуть семь, а последнюю оставить себе. Через три дня к священнику в Каплуновку действительно пришли трое пожилых иконописцев, и у одного из них в связке оказалась Казанская икона Божией Матери.
Первое время икона, приобретенная у старцев-иконописцев, стояла в доме отца Иоанна Уманова, но вскоре Божия Матерь велела перенести ее в местную церковь Рождества Богородицы. Священнику явилась во сне сама Богородица, говоря: «Не вынуждай меня быть в твоей храмине, а отнеси в мою церковь!» Проснувшись, священник увидел, что из глаз Пресвятой Девы на иконе текут слезы. После этих чудесный явлений о. Иоанн Уманов торжественно перенес лик Богоматери в храм, где он с тех пор не раз являл чудесную помощь богомольцам.
Свою роль сыграл Каплуновский образ и во время Полтавской битвы 1709 года. По легенде, когда Карл XIIпришел на Украину, царь Петр Iприбыл с армией в Харьков, куда позвал и священника Иоанна Уманова с чудотворной Каплуновской иконой. Шведы заняли Каплуновку, а Карл XII, как гласит предание, остановился в пустующем доме священника Уманова. Захватчик приказал сжечь местную церковь Рождества Богородицы, но слуги короля не могли развести огня. Бывший при Карле его союзник Мазепа разъяснил шведскому правителю, что Божия Матерь оберегает церковь, потому что в ней находилась чудотворная Каплуновская икона. Узнав о том, что сама эта святыня перевезена в Харьков к русской армии, Карл пал духом, видя в этом недобрый знак.
Перед Полтавским сражением Петр Iмолился у Каплуновского-Казанского образа и велел священникам обойти с ним ряды солдат, а после победы приказал сделать святыне золотую ризу с драгоценными камнями. На киоте была выбита надпись: «В сем ковчеге император Петр Iпо окончании 1709 года с Карлом XIIпод Полтавою войны, прислал обратно в Каплуновку чудотворный образ Богоматери».