Церковь Кокуевского кладбища в Сергиевом Посаде
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyMC8zLzc3LzdjLzE1ODQ5NjI1NDE5MTY0NDg3MTMuanBn.webp)
Фото: [Антон Саков \ Подмосковье Сегодня]
Кладбищенская церковь в честь Всех Святых в Сергиевом Посаде была построена в 1834 году в стиле ампир. Сегодня это Покровский храм Всехсвятского подворья Троице-Сергиевой лавры. Издавна в этой местности существовало предание о чудесном спасении мощей преподобного Сергия Радонежского во время пожара в Лавре. В 1928 году у Всехсвятского храма был погребен преподобный Алексий Зосимовский, который вытянул жребий с именем святителя Тихона (Беллавина) во время исторических выборов 5 ноября 1917 года, восстановивших русское патриаршество.
Историк Е.Е. Голубинский в книге «Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра» упоминал три существовавших в конце XIXвека кладбища Сергиева Посада: Клементьевское, Вознесенское и Кокуевское. О последнем он писал следующее: «На Кокуевском кладбище церковь построена прихожанами Рождественского, Ильинского и Кокуевского приходов (при главном старании Кокуевского крестьянина Г.А. Ломова, который за свое усерднейшее храмолюбие почитаем был даже митр. Филаретом) в 1834 году. Она о двух престолах – в честь Всех Святых и в честь Покрова Божией Матери». Далее историк упомянул старинное предание: Всехсвятская Покровская церковь была построена на месте, куда, согласно молве, вынесли мощи преподобного Сергия Радонежского из Троицкого собора, охваченного огнем во время пожара 1746 года.
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyMC8zLzZlLzZlLzgwMzM0OTMxNTg0OTYyNTE5LmpwZw.webp)
Подробности этого бедствия – пожара 17 мая 1746 года – мы узнаем, благодаря изысканиям Сергиево-Посадского краеведа Константина Филимонова. Пожар случился в субботу накануне главного лаврского праздника – дня Святой Троицы. На торжество в близлежащие Лавре села Клементьево, Кокуево и слободы съехалось множество паломников. В этот день состоятельный житель Служней слободы по фамилии Варламов во втором часу дня отправился по делам в монастырь, а перед уходом велел служанке растопить баню. Женщина, исполнив приказ, сама тоже отлучилась в Конюшенную слободу к знакомой. На обратном пути она заметила, как полыхает растопленная ей баня, а вскоре огонь охватил и хоромы Варламова.
В короткое время огонь уничтожил почти все деревянные постройки Служней слободы, затем спалил лавки и торговые ряды современной Красногорской площади, а от них перекинулся на саму Лавру. Пожар нанес большой ущерб Троицкой обители: дотла сгорела надвратная Предтеченская церковь со всеми иконами и утварью, была уничтожена монастырская документация, обвалились крыши башен, братских корпусов, Михеевской церкви и даже древнего Троицкого собора, где покоились мощи преподобного Сергия Радонежского. Божьим промыслом гроб чудотворца удалось спасти из пострадавшей в огне Троицкой церкви. Вот что писал об этом К. Филимонов: «Мощи преподобного Сергия из охваченной огнем Лавры вынесли через ворота Каличьей башни и плотину Конюшенного пруда на север от Лавры. Позднее на этом месте возвели Всехсвятскую церковь».
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyMC8zL2ZhLzQzLzQxMTQ0OTQxNTg0OTYyNTI5LmpwZw.webp)
После пожара велось следствие, искали виновных, ведь жертвами огня стали четыре человека, сгорело несколько сотен дворов, десятки людей были разорены. Формулировка причин случившегося в материалах заседания комиссии в августе 1746 года стала такой: пожар произошел «без умышления, а по неведомой воле Всевышнего». Так каменная церковь Кокуевского кладбища стала памятником чудесного спасения главной лаврской святыни во время пожара.
Кокуевское (Всехсвятское) кладбище в советские годы было закрыто и заброшено, несмотря на то, что здесь были погребены многие видные жители подмосковного города. Среди них профессор Московской духовной академии, литургист, археолог, доктор церковной истории Александр Петрович Голубцов (ум. 1911); заслуженный профессор, заведующий кафедрой теории философии МДА Петр Иванович Казанский (ум. 1913); журналист, редактор «Русского обозрения» Анатолий Александрович Александров (ум. 1930); художницы Екатерина Цветаева и Раиса Флоренская (сестра знаменитого богослова и философа Павла Флоренского) и многие другие. Особое место среди этих чтимых могил занимало захоронение старца Зосимовой пустыни иеросхимонаха Алексия (Соловьева). Он был погребен у алтаря Всехсвятской Покровской церкви Сергиева Посада в 1928 году, в 2000 году канонизирован Русской Православной Церковью в лике преподобных.
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyMC8zL2E1L2FjLzY2OTIyMTE1ODQ5NjI1MzguanBn.webp)
Будущий святой родился в Москве в семье настоятеля церкви Симеона Столпника и при рождении получил имя Федор. С детства он любил церковную службу, а, повзрослев, пошел по стопам отца и закончил Духовную семинарию. Изначально Федор Соловьев не искал монашеского пути, поэтому, женившись, стал служить дьяконом в московской церкви святителя Николая в Толмачах. В браке о. Федор прожил недолго – в 1872 году его супруга Анна Павловна неожиданно умерла от чахотки, оставив на его руках двухгодовалого сына. Горе заставило вдовца задуматься о монашестве, но он не мог оставить ребенка, поэтому еще 28 лет служил простым диаконом в своем храме. После женитьбы сына сбылось давнее желание о. Федора: он мог теперь уйти в монастырь.
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyMC8zLzQxLzdlLzE5OTkzMDYxNTg0OTYyNjE2LmpwZw.webp)
Ища места для уединенного монашеского делания, как писал епископ Арсений (Жадановский), выбор о. Федора (в будущем иеромонаха Алексия) пал на Сергиев Посад, а точнее на скит Параклит, располагавшийся в шести километрах от Лавры. По пути он заехал в Троице-Сергиеву лавру, чтобы испросить благословение у тогдашнего наместника архимандрита Павла. Он и предложил святому выбрать местом своего иноческого служения не Параклит, а Смоленскую Зосимову пустынь, располагавшуюся в тридцати километрах от Лавры в соседнем Александровском уезде Владимирской губернии.
В Зосимовой пустыни преподобный Алексий подвизался с 1898 года, исполняя сначала послушания певчего на клиросе, затем преподавателя Закона Божия. Через несколько лет, благодаря прозорливости, он становится духовником обители, а с 1906 года принял на себя подвиг старчества. Отец Алексий жил в отдельной избе, куда стекались за советом люди всех сословий, возрастов и любого уровня образования. В числе тех, кто прибегал к наставлениям старца Алексия, были великая княгиня Елизавета Федоровна, философ М. А. Новоселов, священник Павел Флоренский, схиигуменья Фамарь (Марджанова), основавшая по благословению старца Серафимо-Знаменский скит в Подольском уезде (ныне городской округ Домодедово).
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyMC8zLzBkLzQxLzgyMDUwOTUxNTg0OTYyNjI1LmpwZw.webp)
В историю России и Русской церкви XXвека иеросхимонах Алексий Зосимовский вошел как человек, который вытянул 5 ноября 1917 года жребий с именем первого патриарха после синодального периода. Накануне было отобрано трое кандидатов на патриарший престол: архиепископ Антоний (Храповицкий), архиепископ Арсений (Стадницкий) и митрополит Тихон (Беллавин). После божественной литургии старец Алексий, совершив молитву у чудотворного образа Владимирской иконы Божией Матери, трижды осенил себя крестным знамением и вынул из особо ковчега жребий с именем митрополита Тихона, который и стал московским патриархом.
В 1923 году Смоленскую Зосимову пустынь закрыли. Преподобный Алексий переехал жить в город Сергиев Посад, где поселился в опустевшем доме своей духовной дочери Веры Верховцевой. Здесь святой прожил вплоть до своей кончины в 1928 году, принимая в своем скромном жилище монахов, мирян и даже иерархов, в том числе упоминавшегося первого патриарха Тихона (Беллавина). После кончины старец был погребен у алтарной стены Всехсвятской церкви на Кокуевском кладбище, но после канонизации иеросхимонаха его мощи были перенесены в возрожденную Смоленскую Зосимову пустынь. Тем не менее, преподобного Алексия Зосимского продолжают считать небесным покровителем Кокуевского храма, у алтаря церкви отмечено место его первого погребения.
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyMC8zLzNlLzI0Lzk3NjYxMzYxNTg0OTYyNjMzLmpwZw.webp)