Церковь Ксении Петербургской и исчезнувший монастырь в Медвежьих Озерах
Фото: [Антон Саков \ Подмосковье Сегодня]
Деревня Медвежьи Озера находится в городском округе Щелково рядом с Щелковским шоссе. С трассы хорошо виден высокий шатер церкви блаженной Ксении Петербургской, построенной в 2011 году. Скромный деревянный храм Алексия, человека Божия был возведен несколькими годами ранее, однако церковная история Медвежьих Озер восходит еще к временам Дмитрия Донского. В конце XIV века ученик Сергия Радонежского преподобный Афанасий основал здесь монастырь «Спас на Медвежьем озере», который просуществовал до Смутного времени.
Место, где стоял когда-то древний Спасо-Преображенский монастырь, дореволюционные историки определяли по-разному. Например, составитель «Списков иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви» Павел Строев полагал, что упоминавшаяся в актах Симонова монастыря пустынь «Спас-Преображения на Медвежьем озерке» находилась в Москве в Старом Симонове.
«Медвежье озеро» Строев отождествлял с Лизиным прудом – легендарным московским водоемом, который прославил писатель и историк Н. М. Карамзин. Действие повести «Бедная Лиза» 1792 года Карамзин поместил в окрестности Симонова монастыря. Ее герои Лиза и Эраст часто виделись под тенью вековых дубов, «осеняющих глубокий, чистый пруд, еще в древние времена ископанный». Узнав о предательстве возлюбленного, Лиза утопилась в этом пруду, и несчастную похоронили на берегу под дубом.
С тех пор пруд у Симонова монастыря получил прозвище Лизиного и стал объектом паломничества многих москвичей и почитателей таланта Карамзина. На деревьях на месте «гибели» и «могилы» вымышленной бедной Лизы стали появляться посвященные ей послания и стихи. Властям даже пришлось принимать меры против того, чтобы слишком сентиментальные девушки не пытались подражать своей героине.
В советские годы Лизин пруд был засыпан. Его отождествление с «Медвежьим озером», как выяснилось в дальнейшем, было ошибочным. На самом деле древний Спасо-Преображенский монастырь «у Медвежья озера» находился совсем в другом месте – примерно в двадцати верстах от Москвы по бывшей Стромынской дороге. Здесь и сегодня находятся живописные озера, давшие название деревне.
Духовный писатель протоиерей М. С. Боголюбский справедливо отмечал неувязки в версии с Лизиным прудом:
«Но пруд всегда останется прудом, а озеро – озером. А Медвежьи озера действительно существуют, верстах в 20 от Москвы, влево от Стромынской дороги, в районе прихода села Покровское Пехра, на речке Пехорке».
Кроме того, доказательством существования Спасо-Преображенского монастыря в этих краях служила сохранившаяся жалоба великому князю Ивану Васильевичу от крестьян Пехорской волости на монастырское начальство 1462-1464 годов.
Еще дед великого князя Ивана Васильевича Дмитрий Донской выменял у некоего инока Симонова монастыря Саввы село Воскресенское Верх-Дубенское, отдав за него Преображенский монастырь. В меновом документе великий князь говорил следующее:
«Церковь святого Преображения, что поставил игумен Афанасий на моей земли и Медвежья озера на березе».
Упоминавшийся в этом отрывке преподобный Афанасий – это любимый ученик Сергия Радонежского и основатель Высоцкого монастыря в Серпухове.
Дмитрий Донской дал иноку Савве значительные привилегии. Обитатели Преображенского монастыря и принадлежавших к нему селений освобождались от всех пошлин и налогов. Савва мог лично судить все споры, а на него самого могли жаловаться только митрополиту и великому князю. Вероятно, этот Савва был в миру знатным боярином, принявшим постриг в Симоновом монастыре, а затем захотевшим большего уединения в подмосковной пустыни. Возможно также, что Савва был доверенным лицом преподобного Федора – племянника Сергия Радонежского и основателя Симонова монастыря.
После Саввы Спасо-Преображенской пустынью у Медвежьих озер во второй половине XV века владели старец Иов, а после него – иерей все того же Симонового монастыря Симон Галичанин. Они имели те же высокие привилегии, что и Савва.
В дальнейшем упоминания о Преображенской обители исчезают со страниц исторических документов. Нет сведений о пустыни в Медвежьих Озерах ни в Писцовых книгах конца XVI столетия, ни в грамоте 1623 года, данной Симонову монастырю царем Михаилом Федоровичем. Вероятно, этот монастырь стал одной из многих русских обителей, уничтоженных в Смутное время.
Постепенно народная память о монастыре в Медвежьих Озерах стерлась. В XIX веке лишь местные старообрядцы сохраняли смутные предания о древней обители: они очень почитали погост и называли его святым. До революции сохранялись еще старинные надгробные плиты, на которые набредали иногда посещавшие эти края путники. Тексты на этих памятниках уже в то время было трудно разобрать, хотя они, возможно, могли бы пролить больше света на историю бывшей Преображенской обители «у Медвежья озера на березе».
В XVIII столетии и вплоть до революции 1917 года в деревне Медвежьи Озера не было собственного храма, а местные крестьяне относились к приходу Покровской церкви Пехра-Покровского. Местность на возвышенном берегу озера, где когда-то стояла пустынь, принадлежала в те годы московскому Чудову монастырю. В деревне до 1930-х годов стояла лишь небольшая часовня, где совершались службы несколько раз в год.
В начале XXI столетия открылась новая страница в церковной истории Медвежьих Озер. В 2005 году по инициативе местных верующих была построена небольшая деревянная церковь Алексия, человека Божия. В 2006-2011 годах возведена величественная кирпичная церковь блаженной Ксении Петербургской. Центральный барабан храма, выполненного в русском стиле, венчает высокий шатер, характерный для дониконовского церковного зодчества. Колокольня церкви до сих пор находится в процессе строительства.
Чтимая святая XVIII века блаженная Ксения Петербургская несла подвиг юродства в Санкт-Петербурге. Тем не менее, в последние тридцать лет в Московской области было построено и освящено в ее честь немало церквей: едва ли не больше, чем на ее малой родине. Блаженная была канонизирована только в 1988 году, поэтому все храмы, о которых идет речь, современные. Единственное исключение – дореволюционная церковь Ксении Петербургской в Орехово-Зуево (1903-1906 годов постройки), которая, однако, изначально строилась как часовня при больнице.