Церковь Петра и Павла в Химках
Фото: [Антон Саков \ Подмосковье Сегодня]
Церковь первоверховных апостолов Петра и Павла в Химках была построена в 1829 году в усадьбе Г. П. Апухтина на месте деревянного храма того же посвящения, известного еще с XVII столетия. Эта местность, теперь входящая в черту города Химки, в старину называлась сельцом Козлово, а впоследствии стала селом Петровское-Лобаново. Здесь в середине XIX века снимал дачу актер Михаил Семенович Щепкин. Последний настоятель храма перед его закрытием архимандрит Гавриил (Яцик) причислен к лику Новомучеников и Исповедников Российских в 2003 году.
Бывшее село Петровское в разные периоды своей истории называлось Козловым, Зловкой, Апухтиным, Петровским-Лобановым. В писцовых книгах конца XVI века «сельцо Козлово на речке Химке» значилось вотчиной князей Татевых. При следующем владельце думном дворянине Прокофии Кузьмиче Елизарове в деревне Козлове была построена деревянная церковь апостолов Петра и Павла, и с тех пор селение стало именоваться Петровским. В дозорных книгах за 1680 год указано, что Петропавловская церковь построена на новом месте «после морового поветрия».
В первой половине XVIII столетия сменилось несколько знатных владельцев Петровского. После кончины князя Петра Семеновича Урусова половину вотчины унаследовал его сын Григорий, а после него – сестра Анастасия Петровна Шереметева. Другая половина Петровского досталась его племянникам Михаилу, Ивану, Григорию Лобановым-Ростовским.
В 1734 году капитан флота Иван Яковлевич Лобанов-Ростовский и Василий Семенович Урусов подали прошение в Синод о постройке новой церкви в Петровском. В ответе духовных властей говорилось следующее:
«Вместо ветхой церкви на старом церковном месте построить вновь деревянную церковь во имя св. ап. Петра и Павла по подобию прочих церквей и, устроя, убрать (то есть украсить) святыми иконами и прочим церковным благолепием, а прежние церковные ветхие бревна на удобном месте сжечь и пепел пустить в речную быстроту, а ежели новопостроенная церковь будет теплая употребить в топление ея, дабы в попрании не было».
Иван Иванович Лобанов-Ростовский, унаследовавший половину Петровского от своего отца, вскоре выкупил также и другую половину села у родственников Урусовых. С тех пор, вероятно, село и стало называться Петровским-Лобановым.
Князь Иван Иванович Лобанов-Ростовский (1731-1791) принадлежал к старшей ветви древнего княжеского рода, который вел начало от Владимира Мономаха через князя Ростовского Ивана Александровича по прозвищу Лобан. Эта линия рода не прославилась ни военными, ни государственными деятелями, ни учеными, а стала знаменита необычной многодетностью. Так, например, дед Ивана Ивановича стольник Яков Иванович Лобанов-Ростовский имел двадцать восемь детей от двух браков.
В селе Петровском-Лобаново, помимо Петропавловской церкви, в старину имелась также еще одна деревянная церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Она была построена княжной Варварой Николаевной Долгорукой в качестве домовой при усадьбе.
В первой половине XIX века Петровское-Лобаново находилось во владении действительного тайного советника Гавриила Петровича Апухтина и его супруги Екатерины Григорьевны княжны Щербатовой. В 1821 году митрополит Серафим предписал изъять антиминс из упоминавшейся Покровской домовой церкви, и богослужения проводить в ней запретил. В сентябре 1829 году приходской священник сдал антиминс Покровской церкви митрополиту московскому Филарету.
В том же 1829 году Апухтин построил каменный храм апостолов Петра и Павла, сохранившийся до настоящего времени. В подклете этого храма помещик устроил Покровский придел, видимо, в память о бывшей усадебной церкви. Каменный храм в Петровском-Лобаново является примером распространенного в то время архитектурного стиля ампир. Боковые фасады здания завершаются широкими фронтонами и имеют в центре большие арки с полуколоннами и дверями внутри. В 1848 году была также построена двухъярусная колокольня, соединенная с храмом невысоким переходом.
В середине XIX века в Петровском-Лобаново снимал под дачу бывший усадебный дом Апухтиных знаменитый Михаил Семенович Щепкин (1788-1863). В книге «Великий артист-крестьянин Михаил Семенович Щепкин» мы можем найти интересное свидетельство о заброшенной церкви при усадьбе, которая привлекла внимание его семьи. Возможно, речь шла о домовом Покровском храме, построенном при прежних владельцах в Петровском-Лобанове.
Вот как описывал это автор биографии Щепкина:
«Лучшего житья, как в Апухтине, тоже подмосковное место, – дети Михаила Семеновича не могли себе и представить. Нанял себе Щепкин там дачу. Дом был давно необитаемый, страшно запущенный. При нем находилась и домашняя церковь. – Экая досада, церковь совсем, наглухо заперта! – Огорчился Михаил Семенович: что тут поделаешь?»
Через некоторое время дети Щепкина все же разыскали вход в таинственную церковь, который шел не с улицы, а из подвального этажа. В этом подземном ходе стали являться «призраки», которые делали непонятные знаки руками и исчезали. Молва о привидениях в усадебной церкви быстро распространилась среди местных обитателей. Суеверных старушек с большим трудом удалось убедить, что это был лишь розыгрыш молодых детей Щепкина и их друзей.
Щепкин любил сельскую жизнь и дальние летние прогулки. Иногда со всей семьей он отправлялся в пешее путешествие в Троице-Сергиеву лавру. Петровское-Лобаново знаменито и тем, что именно здесь Щепкин познакомился с Александром Сергеевичем Пушкиным, который гостил неподалеку на даче у своего приятеля П. В. Нащокина. Также в летнее время на дачу к Щепкину не раз приезжал его друг Виссарион Григорьевич Белинский. Вот что писал биограф:
«Всякий приезд Белинского как-то словно перерождал артиста: он молодел душой, оживал и радостно слушал все, что говорил Белинский, а Белинский иначе, как пламенно, говорить не умел». Другой знаменитый гость Михаила Семеновича в Петровском-Лобаново писатель И. И. Панаев вспоминал дом с садом, «из-за которого поднималась зеленая глава церкви».
С 1852 года усадьба перешла во владение действительного статского советника Алексея Петровича Евреинова, а затем его вдове. В 1920-е годы усадебные постройки в Петровском-Лобаново сгорели. Путеводитель «Дачи и окрестности Москвы» 1935 года отмечал здесь уже только церковь и остатки парка:
«Сейчас же за поселком – липовый парк, в котором находится интересная по своей архитектуре церковь. Это остатки усадьбы Петровское-Лобаново, принадлежавшей Евреиновой».
Петропавловская церковь впоследствии была закрыта, верхний ярус колокольни разрушен.
В 1937 году был арестован и заключен под стражу последний настоятель Петропавловской церкви в Петровском-Лобаново архимандрит Гавриил (Яцик). 22 сентября 1937 года после серии допросов священник был приговорен к расстрелу за «антисоветскую агитацию» среди жителей поселка Химки. Приговор был приведен в исполнение на следующий день на полигоне в Бутово. 7 мая 2003 года архимандрит Гавриил (Яцик) был прославлен в лике Новомучеников и Исповедников Российских. После восстановления храма Петра и Павла, где служил преподобномученик, был устроен придел в его честь, а за алтарем на территории храма установили скульптурный портрет отца Гавриила.