Церковь с могилой князя-богослова
Фото: [Антон Саков \ Подмосковье Сегодня]
Церковь апостола Иоанна Богослова в селе Могильцы городского округа Пушкино изначально представляла собой уникальный архитектурный памятник храмового зодчества: в центре ансамбля находилась колокольня, а с запада и востока к ней примыкали симметричные летний и теплый приделы. В XIXвеке храм был расширен, тем самым симметричная композиция была нарушена, но первоначальный замысел угадывается и сейчас. В храме погребен бывший владелец имения Богословское-Могильцы князь Гавриил Петрович Гагарин известный своей любовью к богословию.
Из древних церковных актов, собранных Василием Ивановичем Холмогоровым, мы можем проследить историю прихода апостола Иоанна Богослова. Недалеко друг от друга находились два села: Фомкино и Могильцы. Первый деревянный храм Иоанна Богослова был построен в 1669 году в селе Фомкино – вотчине князя Никиты Приимкова - Ростовского (впоследствии он принял монашеский постриг с именем Никодим в Новоспасском монастыре). В начале XVIIIвека церковь Фомкино была заменена новым зданием.
С 1762 года владельцем обоих сел, Фомкино и Могильцы, стал Петр Максимович Щербачев. Когда церковь в Фомкино обветшала, новый вотчинник решил построить каменный храм с тем же посвящением Иоанну Богослову в соседних Могильцах. Фомкино стало с тех пор именоваться «сельцом», то есть поселением без церкви, но с двором помещика. Каменный храм в Могильцах, возведенный в 1767 году, в несколько перестроенном виде сохранился до нашего времени. Здесь был устроен придел во имя святителя Димитрия Ростовского, где в 1808 году был похоронен самый известный владелец имения Богословское-Могильцы князь Гавриил Петрович Гагарин.
Вот что писал этнограф Михаил Николаевич Макаров в «Журнале пешеходцев от Москвы до Ростова, и обратно в Москву» 1830 году о Могильцах: «Подле Спасского – на возвышенном месте, вы видите село Богословское, принадлежавшее князю Гавриле Петровичу Гагарину, поэту, вельможе и совоспитаннику императора Павла I. Государь, на обратном пути с богомолья, здесь имел отдых и был угощаем поданным – товарищем юности: как царь и как друг – благодетель!»
Гавриил Петрович Гагарин – вельможа эпохи Екатерины IIи Павла I– вызывал самые противоречивые толки о себе. Одни называли его «глубоко безнравственным», «низким, развратным кутилой, опутанным долгами и потерявшим всякую репутацию», членом масонской ложи «Умирающего Сфинкса», председателем Великой национальной ложи и префектом Капитула Феникса, а другие – ревностным христианином, верным сыном Православной Церкви и глубоким писателем-богословом. Например, переводчик молитвослова «Зерцало горячайшего ко Господу Богу духа, излиянного архиепископом Феофилактом Лопатинским» Гавриил Щеголев посвятил свой труд князю Гагарину такими словами: «Усердие, какое Ваше Сиятельство имеете к Богу и Его святой Церкви, побудило меня посвятить Вам сию переведенную мною с латинского языка книжку».
Согласно Русскому биографическому словарю 1914 года, Г.П. Гагарин действительно глубоко занимался богословскими вопросами, был в переписке с видными церковными иерархами, а с некоторыми духовными лицами был знаком лично. Даже московский митрополит Платон Левшин ценил князя за благочестие и литературные сочинения церковного характера. Игумен Корнилиева монастыря Ювеналий Воейков – дальний родственник жены князя Гагарина – посвятил Гавриилу Петровичу два стихотворения и шесть дворянских родословных (этот старец был известным исследователем генеалогии знатных родов). На дарственной книге было написано: «Его сиятельству князю Гавриилу Петровичу Гагарину, милостивому государю, подносит старец Ювеналий Воейков».
В 1798 году в Синодальной типографии были напечатаны три богослужебные книги, составленные князем Гагариным на церковно-славянском языке: «Акафист апостолу и евангелисту Иоанну», «Акафист с службой и житием святому Димитрию Ростовскому» и «Служба преподобному Феодосию Тотемскому с житием и чудесами». Примечательно, что первые два акафиста были составлены храмовым святым церкви в имении князя Богословское-Могильцы: главный престол был освящен в честь Иоанна Богослова, а придел – в честь Димитрия Ростовского, где Гавриил Петрович был впоследствии погребен. Святой Феодосий Тотемский – это преподобный XVIвека, подвизавшийся в Вологодской земле, основатель Спасо-Суморина монастыря, просветитель и собиратель духовных книг.
В 1813 году сын Гавриила Петровича издал его нравственные рассуждения «Забавы уединения моего в селе Богословском; оставшееся творение кн. Г. Гагарина». Последние годы жизни с 1804 по 1808 Гагарин провел уединенно в имении Богословское-Могильцы, где много размышлял на религиозные темы. Его последнее сочинение, по сути, является книгой-исповедью, где он кается за «сладострастие и похоть», но надеется на милосердие Божие, способное очистить его от греха. Сочинение состоит из трех частей: «Размышления», «Письма» и «Сновидения неспящего человека». В последней части Гагарин рисует видение человека, которого ангел ведет в иной мир, знакомя с тремя аллегорическими женскими фигурами: Душой, Верой и Религией.
Религиозность князя Гагарина передалась его дочери Анне Гавриловне (в замужестве Головиной) и внуку Гавриилу Павловичу Головину. Делом их жизни стало создание женской общины в родовом имении Дмитровского уезда Московской губернии Деденево. Основанная ими в 1852 году женская община уже после кончины матери и сына Головиных была преобразована во Спасо-Влахернский монастырь. В будущую обитель Анна Гавриловна и Гавриил Павлович передали многие семейные реликвии, в том числе чудотворную икону Влахернской Божией Матери. Дочь князя Гагарина в 1853 году приняла монашество с именем Иоанна, а незадолго до кончины в 1857 году – схиму. Основательница подмосковной обители была погребена в склепе под Спасским храмом в Деденево.