Часовня Параскевы Пятницы в Верее
Фото: [Антон Саков / Подмосковье Сегодня]
В центре города Верея находится Пятницкая часовня, в которой хранится старинный скульптурный образ великомученицы Параскевы, вырезанный из дерева. До революции святыня хранилась в приделе Успенской церкви села Набережная Слобода, находящегося примерно в пятнадцати километрах к югу от Вереи. После закрытия этой церкви резной образ перенесли в единственный действовавший в советское время в Верее Ильинский храм. Оттуда в 1999 году икона была торжественно перенесена на нынешнее место в часовню.
Сохранившаяся каменная Успенская церковь с пятницким приделом в селе Набережная Слобода была построена графиней Е.А. Головкиной в 1797 году, однако почитание великомученицы Параскевы Пятницы существовало здесь и прежде. По местному преданию, резная икона великомученицы Параскевы была чудесно обретена в водах реки Протвы в середине XVIIвека. У летописца церквей Московской епархии В.И. Холмогорова отмечено, что в деревянной Успенской церкви, предшествовавшей каменной, уже имелся придел в честь святой Параскевы: «Слободка Бережная, на реке Поротве, а в слободке церковь во имя Пр. Богородицы Успения с приделом св. великомуч. Параскевы, нарицаемой Пятницы, деревянная клетцки с трапезою и с папертью, крыта тесом…»
Среди значимых икон в процитированном выше документе 1670-х годов указана, возможно, и святыня, хранящаяся теперь в часовне на центральной площади Вереи: «в приделе… местный образ св. великомуч. Параскевы, нарицаемой Пятницы, у образа венец шитой золотной по атласу, гривна резная серебряная позолочена, панагия хрустальная, обложена серебром…»
Параскева Пятница была одной из самых почитаемых святых на Руси. Она считалась покровительницей женской работы (в частности, ручного ткачества), домашнего скота, торговли. Память святой Параскевы отмечается дважды в году: 28 октября (по старому стилю) и в девятую пятницу после Пасхи. Родители святой особо почитали пятницу – день недели, в который, согласно Евангелию, был распят Спаситель, поэтому она и получила свое имя Параскева (Пятница). В гонение римского императора Диоклетиана (IIIвек н.э.) Параскева открыто исповедовала себя христианкой и отказалась принести жертву языческим богам. За свою веру она была обезглавлена. На иконах святая Параскева держит в правой руке крест, знак мученичества, а в левой – свиток с первыми словами Символа веры.
Деревянные скульптуры святых – достаточно редкое для православного искусства явление, которое, к тому же, дважды запрещалось указами Синода и царского правительства в XVIIIи XIX веках. Наибольшее число скульптур или барельефных изображений делали двум святым: святителю Николаю и великомученице Параскеве Пятнице.
Фольклорист А. Ф. Можаровский в сборнике 1903 года «Отголоски старины и народности» отмечал, что часовни с деревянными образами святой Параскевы часто служили миссионерским целям в местах, где православное население соседствовало с иноверческим. Св. Параскева почиталась и среди язычников, и среди представителей традиционно мусульманских народов, считавших пятницу священным днем. Исследователь писал: «Места, где Пятница-льняница находит себе приют, народ наш еще доселе почитает, он ставит при колодцах и перекрестках крест, а чаще столбики с местом наверху для икон, и такие часовенки называет пятницами». Можаровский также указывал, что в этих часовнях-пятницах в «инородческих местностях» ставились грубой работы резные скульптуры Николая Чудотворца или св. Параскевы, украшенные одеждой, поясами, холстами и платками. К «пятницам» и резным иконам ходили молиться чуваши, черемисы, мордва, мещеры и сами русские.
Резные изображения святителя Николая или великомученицы Параскевы в начале XXвека нередко можно было увидеть в каменных часовнях на торговых площадях разных городов. Как писал Можаровский, такие часовни были в г. Козьмодемьянске, Чебоксарах, в селе Остолопове (Речное) Казанской губернии, Липецке. Однако Церковь ограничивала распространение подобных резных икон. Указом Святейшего Синода 2 июня 1835 года они были запрещены для размещения в храмах на видных местах, поскольку «были изваяны весьма худо без соблюдения правильности и приличия». Из храмов большую их часть переместили в часовни или укрыли в специальных нишах.
Обратной стороной большой популярности великомученицы Параскевы стало появление связанных с ней народных суеверий и отождествление христианской святой со сказочным персонажем Пятницей-льняницей. Большое распространение среди грамотных крестьян и мещан в XIXвеке имела «отреченная» (ложная) апокрифическая книга «Сказание о двенадцати пятницах». Согласно этому сочинению, христианский книжник Ельферий узнал от иудея-философа о существовании утерянного свитка одного из апостолов с учением о двенадцати пятницах. Этот день недели в утраченном свитке приобретал особое мистическое значение в истории человечества: якобы именно в пятницу Адам был изгнан из рая, Каин убил Авеля, разрушен Содом и Гоморра, халдеи захватили Иерусалим, на Египет были посланы «десять казней», был обезглавлен Иоанн Предтеча, Моисей разделил жезлом море … В Царство Небесное мог попасть тот, кто в течение года соблюдал особые двенадцать пятниц, то есть в определенные дни молился, вкушал только хлеб и воду, творил милостыню.
Хотя «Сказание о двенадцати пятницах» было отвергнуто Церковью, особое отношение к пятнице все же встречалось и в «официальной» святоотеческой литературе. Святой Пахомий называл правило о посте в среду и пятницу в течение всего года «тайной спасения», а эти два дня недели видел в образе двух ангелов, которые будут ходатайствовать о душе человека, соблюдавшего правило, в день Страшного Суда перед Богом.