Деревянная церковь у станции Бронницы
Фото: [Антон Саков / Подмосковье Сегодня]
В селе Малышево Раменского городского округа находится старая деревянная церковь Николая Чудотворца с приделами Архангела Михаила и святых бессребреников Космы и Дамиана. Этот храм «дачного» типа был воздвигнут недалеко от полустанка Бронницы Московско-Казанской железной дороги в 1910-1915 годы на средства крестьян окрестных деревень и при участии князя Александра Александровича Голицына-Прозоровского – владельца усадьбы Раменское. Никольская церковь в Малышево избежала разорения в советский период: богослужения совершались здесь непрерывно, за исключением нескольких предвоенных лет. В храме сохранился местный список иконы Иерусалимской Божией Матери, чтимой в Бронницах и Раменском.
Название железнодорожной станции Бронницы обманчиво – вместо старинного подмосковного города, который стоит на Старо-Рязанской дороге, здесь расположен небольшой пристанционный поселок, село Малышево и деревня Кузнецово. В 1850-е годы Общество Московско-Саратовской (впоследствии Московско-Казанской) железной дороги приступило к масштабному строительству транспортных путей из старой столицы в подмосковную Коломну. В июле 1862 года участок Москва-Коломна был открыт для движения грузовых составов. Пассажирские вагоны курсировали по новой дороге только два раза в сутки: один поезд шел из Москвы, другой – из Коломны.
В том же 1862 году открылся полустанок «Бронницы», находившийся, однако, на расстоянии более 10 верст к северу от одноименного города. Бронницкое купечество, справедливо опасаясь, что железная дорога лишит город прежнего транзитного значения, собрало большую сумму денег на создание полноценной станции и подъездной дороги из города длиной почти в 12 верст. У станции Бронницы на арендованной у крестьян деревни Малышево земле появились дома первых жителей поселка – железнодорожных служащих.
К началу XXвека население поселка и близлежащих деревень сильно возросло, и малышевские крестьяне задумались над постройкой церкви. Примерно в те же годы рядом с другими станциями Московско-Казанской железной дороги одна за одной появлялись интересные по архитектуре деревянные церкви: в Малаховке, Удельной, Наташино… Самая красивая церковь из этого ряда, но, увы, несохранившаяся до наших дней стояла у платформы Шереметевская (ныне Плющево) между Вешняками и Перово.
Деревянный храм в Малышево внешне напоминал дачные церкви в Удельной и Наташино. Изначально он строился как однопрестольный в честь святителя Николая Чудотворца, но в 1914 году были сооружены два придела: Космодемьянский и Михаило-Архангельский. В том же году скончался и был погребен в своей усадьбе в Раменском бронницкий землевладелец князь Александр Александрович Голицын-Прозоровский – благотворитель, пожертвовавший часть суммы на возведение малышевской церкви.
Помимо усадьбы в селе Раменское Голицыны-Прозоровские владели и другими землями в бывшем Бронницком уезде. До революции это отражалось в названии станций Казанской дороги: нынешняя станция Кратово (переименована в 1930 году) исторически носила название «Прозоровская». Бабушка по отцовской линии упоминавшегося А. А. Голицына-Прозоровского княгиня Анна Александровна Голицына владела деревней Малышево в первой половине и середине XIXстолетия. К слову, по материнской линии благотворитель А. А. Голицын-Прозоровский был правнуком «русского Леонардо да Винчи», просветителя и ученого XVIII столетия, талантливого архитектора, автора многих церквей в палладианском стиле Николая Александровича Львова.
Княгиня Анна Александровна Голицына была последней представительницей знатного рода князей Прозоровских, младшей дочерью фельдмаршала Александра Александровича Прозоровского. В 1852 году она добилась царского разрешения для своего старшего сына Александра Голицына именоваться князем Голицыным-Прозоровским с правом передачи титула по наследству. Таким образом, внук княгини, благотворитель Никольской церкви в Малышево, и получил двойную фамилию Голицын-Прозоровский, соединявшую в себе память о двух прославленных в русской истории княжеских родах.
Княгиня Анна Александровна Голицына с 1801 года была фрейлиной императрицы Марии Феодоровны. В 1809 году, будучи наследницей богатства родственников Волконских, она вышла замуж за князя Федора Сергеевича Голицына. В «Русских портретах XVIII-XIXстолетий» Анна Александровна описывалась так: «Умная женщина, с характером благородным и независимым, она не разделяла любви своего мужа к роскошной светской жизни, предпочитая чтение и домашнюю обстановку в обществе детей». Много времени, особенно после смерти супруга, княгиня проводила в своем имении Зубриловка в Саратовской губернии. На закате лет она жила в Петербурге, где сохранила привычку к простому образу жизни: «Каждый день в 8 часов утра, во всякую погоду она ходила со своей дочерью гулять по городу в сопровождении целой стаи уродливых собак, которых она очень любила, и при которых состоял карлик Иван Васильевич».
Внук Анны Александровны Голицыной князь Александр Александрович Голицын-Прозоровский предпочитал родовой Зубриловке подмосковную усадьбу Раменское. В 1878 году он был кандидатом естественного факультета Санкт-Петербургского университета. С 1888 года занимал придворную должность церемониймейстера. Служил предводителем дворянства Балашовского уезда Саратовской губернии. Князь А.А. Голицын-Прозоровский скончался в 1914 году в Раменском и был погребен у старинной сохранившейся до сего дня церкви Бориса и Глеба. Его супруга Мария Петровна Голицына-Прозоровская после революции эмигрировала во Францию. Она скончалась на чужбине в 1933 году. Скупая заметка в эмигрантской парижской газете «Возрождение» гласила:
«Дочь и зять тихо скончавшейся 29-го октября в городе По княгини Марии Петровны Прозоровской-Голицыной (рожденной княжны Трубецкой) извещают, что завтра, в пятницу 17 ноября, в 20-й день, в 10 ч. 30 м. утра в верхней церкви на рю Дарю будет отслужена заупокойная литургия».
Чтимой святыней Никольской церкви в Малышево является список Иерусалимской иконы Божией Матери. Почитание этого образа в Бронницах началось в 1771 году, во время московской эпидемии чумы. Икона долгое время находилась в небольшой кладбищенской часовне, пока одна тяжело больная женщина не получила во сне повеление от самой Божией Матери разыскать святыню и отслужить перед ней молебен. При этом была явлена чудотворная сила образа – больная исцелилась. Духовенство крестным ходом обнесло икону вокруг города, и распространение чумы остановилось. До революции чудотворный бронницкий список Иерусалимской иконы в определенные дни года торжественно приносился в Раменское и другие селения бывшего Бронницкого уезда. Со временем свои небольшие списки бронницкой святыни появлялись во многих церквях округи. В их числе и список Никольской церкви в Малышево.