Древний погост Рудня и его храмы

Антон Саков / Подмосковье сегодня

Фото: [Антон Саков / Подмосковье сегодня]

В селе Рудня-Никитское Орехово-Зуевского городского округа сохранился уникальный для Подмосковья ансамбль летнего и зимнего деревянных храмов XVIII века: Рождества Богородицы и Рождества Христова. Существует версия, что зимняя церковь была построена в эпоху Ивана Грозного, а местное предание связывало основание Богородице-Рождественской церкви с именем святителя Фотия в XV веке. Погост Рудня располагался в исторической местности Гуслица, населенной преимущественно старообрядцами. Во второй половине XIX века погост был одним из центров торговли Гуслицкого края.

Одно из свидетельств легендарного происхождения погоста Рудня и Богородице-Рождественской церкви встречается в «Сказании о начале и настоящем положении Спасо-Преображенского Гуслицкого монастыря». В середине XIX века инок-миссионер Парфений (Агеев), выбирая место для новой Преображенской обители, набрел в дремучем лесу близ современного города Куровское на ветхую церковь, где хранилась чтимая в округе икона Спаса Нерукотворного.

Местные старцы-гусляки рассказали Парфению историю этой местности, которая именовалась погостом Спас на Мошеве. Лесная Преображенская церковь была первой в Гуслицком крае, а поставил ее будто бы сам митрополит Фотий (ум. 1431). Желая удалиться от распрей между русскими князьями, святитель часто проезжал этими краями в свое митрополичье имение Сенег. Однажды Фотий по какой-то причине задержался по дороге в Сенег в безымянной лесистой местности, возможно, накануне праздника Преображения, и позже велел заложить здесь церковь.

Также святитель Фотий посетил и расположенный неподалеку погост Рудня, где выстроил еще одну церковь. Вот что говорили местные старожилы-раскольники иноку Парфению: «А вот отсюда верст за пятнадцать, на Рудне, преосвященный Фотий выстроил церковь во имя Рождества Богородицы, и поставил в ней чудотворную икону Царицы Небесной».

Церковный историк, священник Н. А. Скворцов записал в начале XX века местное предание об исконном месте церкви погоста Рудни. Старожилы указывали на холм, расположенный примерно в двух или трех километрах от нынешних двух церквей, который до революции принадлежал некоему купцу Брагину. На этом холме крестьяне указывали пустырь с раскиданными вокруг валунами, где будто бы и стоял изначально храм.

Храм на холме, быть может, тот самый, что заложил когда-то святитель Фотий, сгорел в давние времена от удара молнии. Раскиданные камни фундамента – это все, что оставалось в напоминание о нем. После пожара прихожане решили не восстанавливать церковь на прежнем месте, а построить новую церковь ближе к деревням прихода – на нынешнем церковном погосте. До этого храм на холме и дома священнослужителей часто грабили лихие люди, во множестве обитавшие в гуслицких дремучих лесах.

Если обратиться от легенд и преданий к документальным свидетельствам, то, как писали летописцы истории подмосковных приходов братья Холмогоровы, впервые церковь Рождества Богородице «на погосте в Раменце, у речки Рудни» упоминалась в начале XVII столетия. Правда, в приказных книгах сделана ремарка, что эта церковь была «построенная изстари», то есть могла иметь намного больший возраст.

В описании 1710 года погоста Рудни указано следующее: «Церковь Рождества Богородицы деревянная, рублена клетцки, об одной главе, а на главе крест железный позолочен сусальным золотом… Колокольня рубленная восьмигранная, на ней три колокола». В церкви в то время имелись иконы Всемилостивого Спаса, Рождества Богородицы, Николая Чудотворца с житием, великомученицы Параскевы Пятницы, мучеников Флора и Лавра и другие.

В документах 1742 года на погосте Рудня отмечались уже две деревянные церкви: упоминавшаяся церковь Рождества Богородицы и вторая – Николая Чудотворца. В дальнейшем Никольская церковь на погосте Рудня не упоминалась. Вероятно, вместо Никольской церкви в 1781 году был построен зимний храм, который получил другое посвящение – Рождества Христова. Небольшой по размерам теплый Рождественский храм в настоящее время закрыт на реставрацию, которую планируют завершить к январю 2024 года.

Большая летняя церковь Рождества Богородицы была построена в начале XVIII века. В Известиях императорской археологической комиссии за 1912 год по случаю дела о ремонте церкви села Рудни Богородского уезда упоминалась еще более смелая датировка деревянного храма – 1672 год. Но даже если брать первую датировку, церковь Рождества Богородицы можно считать старейшим зданием Орехово-Зуевского городского округа.

Реставраторы называют храмовый ансамбль в Рудня-Никитском не только уникальным для Подмосковья, но и редким даже для богатого на сохранившиеся памятники деревянного зодчества русского Севера. Так называемый исторический комплекс «тройник» состоит из большой церкви с колокольней начала XVIII века, малой теплой церкви 1781 года и каменной ограды XIX века.

Архитектура Богородице-Рождественского храма тесно связана с традиционными приемами русского деревянного зодчества. В облике монументальной церкви заметно преобладание простых геометрических форм, ему характерен скупой внешний декор. Храм построен по типу «восьмерик на четверике», с граненым алтарным помещением и закрытыми боковыми галереями-папертями. Высокая колокольня изначально стояла отдельно от основного здания храма, но в XIX веке была соединена с ним трапезной частью.

Погост Рудня, который также называли торговым селом, прославился и тем, что в давние времена здесь промышляли фальшивомонетчики. «Фальшивомонетной фабрикацией» занимались известные в округе «мастера» Сергеев и Шеруненков. После ареста этих двух дельцов благосостояние Рудни стало падать. Проведение еженедельных базаров не смогло оживить этот затерянный в лесах подмосковный уголок. Многих окрестных жителей привлекали в Рудне только появившиеся там кабаки и трактиры.

Из торгового села Рудни были корни известного священника, публициста и общественного деятеля дореволюционной России и эмиграции Владимира Игнатьевича Востокова. В семье бедного пономаря погоста Рудня появился на свет его отец – священник Игнатий Матвеевич Востоков. Будущий пастырь остался сиротой в возрасте девяти месяцев и рос в тяжелых условиях, преодолевая многие невзгоды. Игнатий Востоков стал священником в селе Голочелово Коломенского уезда, где прослужил около сорока лет на одном и том же приходе.

Вот как писал об о. Игнатии Востокове его известный на всю Россию сын о. Владимир Востоков: «О. Игнатий был человек кроткий, ласковый, общительный и остроумный. Испытав собственным опытом немало нужды и горя, он понимал несчастное положение ближнего и умел входить в него».

Современное село Рудня-Никитское образовалось после слияния погоста Рудня и деревни Никитской – одной из немногих приходских деревень, где старообрядцы были в меньшинстве. Старинные деревянные храмы оставались действующими в советское время, благодаря чему сохранились иконостасы XIX столетия, старая масляная живопись внутри храмов, многие дореволюционные иконы, в том числе некоторые образы первой половины XVIII века.