Две церкви села Конобеево
Фото: [Антон Саков \ Подмосковье Сегодня]
В селе Конобеево городского округа Воскресенск сохранились две церкви одинакового посвящения Живоначальной Троице. Первая церковь была построена в 1702 году в вотчине князя Василия Федоровича Долгорукова. Храм в стиле московского барокко находится в аварийном состоянии, службы в этой ветхой церкви не проводятся уже больше ста лет. Вторая Троицкая церковь возводилась в 1907-1913 годах по проекту архитектора Ф. В. Рыбинского. Этот храм был восстановлен после запустения в советские годы. В «новой» Троицкой церкви есть придел во имя редкого святого Тимофея Прусского – единственный с таким посвящением в Московской области.
В начале XVIII века Конобеево было вотчиной стольника Василия Федоровича Долгорукова, который, вероятно, и был храмоздателем. Над западной аркой старой Троицкой церкви до сих пор сохранилась каменная плита с упоминанием имени стольника: «1707 году октября 25 преставися раб Божий дому стольника князь Василия Федоровича Долгорукова служитель…» В 1916 году на колокольне Троицкой церкви исследователи нашли ныне не сохранившийся колокол с остатками надписи: «…Василий Федорович Долгоруков». В самой церкви находились иконы «фряжского письма», в частности образ XVIII века Сошествия св. Духа.
Из книги 1907 года Г. А. Власьева «Потомство Рюрика» мы узнаем некоторые факты биографии храмоздателя старой Троицкой церкви в Конобеево. В 1672 году В. Ф. Долгоруков был пожалован из стряпчих в стольники. В обязанности придворной службы входило сопровождение государя Федора Алексеевича в осенних и зимних поездках. Например, 7 декабря 1676 года Долгоруков ездил вместе с царем из села Хорошева в Звенигород, участвовал в крестном ходе. В 1682 году после кончины царя Федора дневал и ночевал при его гробе. В 1687 году Долгоруков был назначен воеводой в Олонец (современная Карелия), где разыскивал староверов, засевших в лесах около Онежского озера.
Позднее Долгоруков участвовал в Крымском походе В. В. Голицына. В царствование Петра I служил под начальством дальнего родственника фельдмаршала Василия Владимировича Долгорукова. Известно, что кроме каменной церкви в Конобеево, Василий Федорович выстроил также деревянную Спасскую церковь в бывшем селе Неронково (Миронково), располагавшемся когда-то в окрестностях аэропорта Внуково.
Во второй половине XVIII века Конобеево перешло князю С. Н. Долгорукову. В XIX столетии здесь была усадьба, которой владели С. Д. Островский, Е. П. Анисимова и штабс-капитан К. В. Анисимов.
В 1862 году через Конобеево прошла линия Московско-Рязанской железной дороги. Станцию Конобеево упоминал в очерке 1868 года «От Москвы до Киева» известный публицист, исследователь московских юродивых, кликуш, трактиров и бедноты Иван Гаврилович Прыжов. Во время поездки по железной дороге в середине апреля из-за разлива реки Москвы, бурного ветра и снежной метели он вынужден был прервать путь и остановиться на ночевку в соседнем селе Фаустово. На следующий день стихия унялась: «Оставив Фаустово и миновав станцию Конобеево, встречаем новый залив, образовавшийся от разлива Москвы. Ветер утих, стала прекрасная погода, и солнце, заходя, отражалось в роскошно почившем заливе», – писал Прыжов.
Через станцию Конобеево во второй половине XIX века совершал свои миссионерские поездки в староверческий Гуслицкий край знаменитый духовный просветитель священник Иоанн Виноградов. Он был членом московского противораскольнического братства святителя Петра и по два раза за лето совершал поездки по старообрядческим селам и деревням восточного Подмосковья.
Отец Иоанн брал с собой в дорогу большое количество духовных книг, которых он называл «московскими гостинцами для деревенских жителей». Первую часть книг и брошюр он продавал за несколько копеек в вагоне электрички по пути до Конобеева, основную часть раздавал бесплатно в гуслицких деревнях, а оставшийся запас сбывал на обратной дороге в Москву.
Священник с книгами, переходивший из вагона в вагон на разных станциях, привлекал внимание самой разной публики. В одну из таких поездок священник ехал из Москвы вечерним поездом в сильной тесноте среди множества пьяных. Но вскоре шум, пение и крики смолкли. Отец Иоанн стал раздавать молодым людям брошюрки с такими названиями: «Против пьянства», «О воспитании детей», «О благодати Божией» и др. Шумный вагон неожиданно превратился в кабинет для чтения. Бывший в поезде крестьянин заметил: «Вот какое доброе дело помог Бог сделать почтенному иерею, что вместо шума, крика и непристойного смеха все взялись за назидательное чтение».
В начале XX века владельцами Конобеево были Мурашевы. В этот период старый Троицкий храм сильно обветшал, о чем свидетельствуют отчеты Императорской археологической комиссии, члены которой осматривали этот исторический и церковный памятник в 1911, 1916 и 1918 годах. Уже тогда богослужения здесь не совершались, а саму церковь планировали переделать в часовню.
В 1907-1913 годах в Конобеево рядом со старой церковью велось строительство нового просторного Троицкого храма по проекту архитектора Ф. В. Рыбинского. Торжественно освящение новой церкви состоялось 25 марта 1913 года. Богослужение возглавил московский епархиальный миссионер протоиерей Иоанн Васильевич Полянский.
Еще в 1906 году архитектор Н. Д. Струков, осматривая старую Троицкую церковь, оценил ее состояние как аварийное: фундамент церкви искрошился, сильные трещины были выявлены на алтарных апсидах, деревянная колокольня покосилась и под тяжестью колоколов грозила полным обрушением. В этой связи в 1910 году из ветхой церкви был перенесен старый иконостас.
Археолог А. А. Спицын считал решение о переносе престола, служб и иконостаса в новую церковь ошибочным, так как это, по его мнению, послужило поводом к окончательному запустению старой церкви. Тогда же была разобрана покосившаяся деревянная колокольня.
В 1915 году старую церковь в Конобеево еще раз осматривал реставратор П.П. Покрышкин. Он вновь призвал принять меры к ее ремонту. Вот что он писал в отчете: «Самым опасным явлением надо признать горизонтальные трещины в цоколе и в особенности в алтарных апсидах; причина их образования заключается в порче фундамента почвенными водами, которые стоят столь высоко, что покойников приходится хоронить в воду». При этом кладка стен церкви оказалась достаточно крепка.
В 1918 году Археологической комиссией вновь рассматривался вопрос о ремонте Троицкой церкви в Конобеево. Предполагалось углубить ее фундамент, однако события революции и Гражданской войны перечеркнули эти планы. В 1930-е годы была закрыта и вторая Троицкая церковь. Ее помещение использовали для хранения свиных шкур, а затем – в качестве зернохранилища.
В «новой» Троицкой церкви устроены два придела: в честь святителя Николая Чудотворца и святого Тимофея Прусского. В России есть всего четыре часовни и церкви, которые посвящены этому редкому святому. Святой Тимофей родился в IV веке в городе Пруссе на границе римских провинций Вифинии, Фригии и Лидии – рядом с легендарной Олимпийской горой.
Священномученик Тимофей прославился многими чудотворениями. Однажды он убил громадного змея, поселившегося в пещере под кипарисовым деревом. Тимофей бросил в пасть чудовищу богослужебный плат, которым накрывают хлеб на престоле. В другой раз святитель исцелил смертельно больного царя Арита, а царицу обратил из язычества к христианской вере. Во время гонений римского императора Юлиана Отступника святитель Тимофей был казнен. Его святые мощи были перенесены в Константинополь, где покоились в храме, освященном в его честь.