Фаянсовые иконостасы Саввинской церкви
Фото: [Антон Саков / Подмосковье сегодня]
Микрорайон Саввино в Балашихе возник на месте одноименного старинного села, появление которого, в свою очередь, связывают с именем инока Саввы. В конце XIXстолетия это место стало бурно развиваться благодаря появившейся здесь мануфактуре Товарищества Викула Морозова. В те же годы в селе был построен большой Преображенский храм. Главным украшением Саввинской церкви являются три уникальных иконостаса, созданных более ста лет назад из фаянса на заводе М.С. Кузнецова.
Легенда гласит, что свое название село Саввино получило по имени инока московского Симонова монастыря Саввы, который обменял вотчину в Переславском уезде на землю у реки Чернавки для создания небольшой обители. Здесь в XIVвеке монахи Симонова монастыря основали скит, от которого, однако, не сохранилось никаких следов. Не осталось упоминаний о пустыни и в исторических документах. Таким образом, Саввино может быть связано с личностью преподобного Сергия Радонежского, ведь Симонов монастырь в Москве был основан при жизни и по благословению Троицкого игумена его племянником святителем Феодором – будущим архиепископом Ростовским. Закономерно, что один из пяти приделов нынешнего Спасо-Преображенского храма в Саввино освящен во имя Сергия Радонежского.
Большой Саввинский храм имеет пять престолов: Преображения Господня, Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Архангела Михаила и Николая Чудотворца. По своим размерам и богатому убранству храм более подходил бы не для села, а для города. Размах строительства, основная часть которого завершилась в 1873 году, объясняется двумя фактами. Во-первых, в середине XIXвека недалеко от Саввино прошла линия Московско-Нижегородской железной дороги. Во-вторых, к концу того же столетия Саввино стало крупным фабричным поселком: здесь появилось хлопкопрядильное предприятие учрежденного в 1882 году «Товарищества Саввинской мануфактуры Викула Морозова сыновей, И.К. Полякова и Ко».
Викула Елисеевич Морозов принадлежал к знаменитой старообрядческой фамилии предпринимателей. В религиозном отношении он принадлежал к ветви брачного поморского согласия беспоповцев. По легенде, карьера компаньона Викулы Морозова по Саввинской мануфактуре Ивана Полякова стала стремительно развиваться благодаря набожности. Выходец из простонародья старовер-беспоповец Иван Кондратьевич Поляков служил сторожем при московском доме миллионера Викулы Морозова, но обратил на себя внимание хозяина как человек, хорошо читающий Священное Писание. Викула Елисеевич поставил его помощником в домовой староверческой моленной, а затем назначил приказчиком, доверял коммерческие дела, пока, наконец, Поляков не стал пайщиком Саввинской мануфактуры.
Старообрядцы-беспоповцы Викула Морозов и Иван Поляков заботились о благоустройстве жизни рабочих мануфактуры в Саввино. Они строили объекты социальной инфраструктуры, помогали возводить и православный храм. Считается, что именно Викула Морозов пожертвовал в Преображенскую церковь его главное украшение – три фаянсовых иконостаса, изготовленных на Конаковской фабрике М.С. Кузнецова. К счастью, в советские годы Саввинский храм закрывался лишь ненадолго, поэтому сохранились многие старые иконы, утварь и в том числе уникальные для Подмосковья иконостасы.
Самым распространенным материалом для иконостаса в русском храме во все времена было дерево. Первые известные керамические иконостасы появились в Подмосковье: их и сегодня можно увидеть в семи боковых приделах Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря. Иконостасы были возведены ценинных дел мастерами в середине XVIIвека в технике достаточно грубого изразца. Долгое время иконостасы Ново-Иерусалимского монастыря оставались единственными в своем роде, так как после патриарха Никона и вплоть до конца XIXвека технология не развивалась. Все изменилось, когда на фабриках «Товарищества производства фарфорово-фаянсовых изделий Матвея Сидоровича Кузнецова» стали производить церковную утварь и иконостасы из фаянса. Развитые технологии изготовления керамики в то время уже позволяли делать тонкую и в то же время умеренную по цене работу.
В 1895 году на фабрике М.С. Кузнецова были созданы первые два иконостаса из фаянса. Их установили в Ново-Афонском монастыре в Абхазии и Покровской церкви на Боровой улице Санкт-Петербурга. К сожалению, оба не сохранились до нашего времени. В самом начале XXвека Товарищество Кузнецова постепенно наращивало производство керамических иконостасов, и в предреволюционные годы их изготавливали уже по семь или восемь штук ежегодно. Самый знаменитый кузнецовский керамический иконостас участвовал во Всемирной выставке в Париже 1900 года, где получил награду «Гран-При-де-Франс». В том же году этот иконостас, расписанный эмалью и майоликой, приобрел русский промышленник и меценат Петр Петрович Рыковский для православного храма святого князя Владимира в чешском курортном городе Марианске-Лазне. Там иконостас находится и сегодня.
Искусствовед М.В. Винницкий писал, что до 1917 года было создано более семидесяти фаянсовых кузнецовских иконостасов, из которых до наших дней сохранилось порядка двадцати. По другой версии, в Российской империи и за ее пределами было тридцать восемь православных храмов с кузнецовскими иконостасами, а до нашего времени уцелели лишь пять. В любом случае, иконостас в Преображенском храме Саввино является единственным среди церквей Москвы и Московской области.