Храм святителя Тихона в бывшем тюремном замке в Клину
Фото: [Антон Саков / Подмосковье Сегодня]
В Подмосковье находится первый в России храм, посвященный патриарху-исповеднику Тихону (Беллавину). Церковь при бывшем тюремном замке в Клину была построена в 1907 году еще при жизни святителя и изначально называлась в честь другого святого с тем же именем – богослова и просветителя XVIII столетия Тихона Задонского. После революции церковь при городской тюрьме закрыли, а в 1992 году, с возобновлением церковной жизни, храм был восстановлен и освящен заново уже в честь подвижника веры XX века патриарха Тихона (Беллавина). По промыслительному совпадению святейший патриарх и исповедник родился в одноименном подмосковному городу селении – погосте Клин Торопецкого уезда Псковской губернии.
История Тихоновского храма в Клину началась в 1864 году, когда в городском тюремном замке была устроена первая домовая церковь во имя святителя Тихона Задонского. Спустя полвека в 1907 году тщанием церковного старосты С.М. Воронкова и тюремного священника о. Сергия Щедрова было заложено отдельное здание храма с тем же посвящением. Новый храм при тюрьме был закончен в 1908 году. Чин освящения совершил епископ Серпуховской Антоний (Грибановский), который впоследствии эмигрировал из Советской России и стал видным деятелем Русской зарубежной Церкви.
По уставу тюремных церквей, новый каменный храм в Клину не имел собственного прихода, а был приписан к Троицкому собору. Тюремные церкви почти не имели дохода, а от священника требовалось особенное мужество и пастырский подвиг, ведь прихожанами являлись отверженные обществом люди. В «Руководственном наставлении священникам, служащим при тюремных замках» высокое призвание служить в местах заключения описывалось так: «В темнице был, и пришли ко Мне. Глаголу сему прекословить кто дерзнет? Пусть немолчно отзывается сей глагол в душе и совести темничного пастыря, когда он входит к преступникам и подсудимым… В ознаменование сего таинственного присутствия Господа нашего, в темнице устроен святый храм, как древле Сионская горница близ претории и судилищ земных… Между ними [преступниками, повинными суду] и невинные страдальцы в память того: что в темницах томились некогда праведники, мученики, исповедники, со беззаконными вмененные, по образу Изволившего пострадать за нас всех».
Тюремная церковь иногда служила местом наказания и ссылки и для самих священнослужителей. Так, например, произошло в 1915 году, когда из Москвы в Клин в храм святителя Тихона Задонского при тюремном замке был переведен знаменитый священник, публицист и общественный деятель о. Владимир Востоков. Причиной «ссылки» стала критика московским пастырем Распутина, которую он не боялся произносить открыто с церковного амвона.
Вот что писал в воспоминаниях «Первые четырнадцать лет» о появлении о. Владимира Востокова в подмосковном городе участник Добровольческого движения Борис Арсеньевич Павлов: «В Клину как приход он получил тюремную церковь, самую бедную и маленькую церковь нашего города… Он быстро приобрел много почитателей и стал одним из самых популярных людей города. Скоро тюремная церковь не смогла вмещать всех приходящих его послушать. Начали устраивать службу прямо на лугу перед церковью. Мой отец, будучи довольно хорошим регентом-любителем, организовал для тюремной церкви хор. После этого мы всегда ходили в эту церковь. Во время Великого поста батюшка всех желающих исповедоваться не в силах был принять – была устроена общая исповедь».
Упоминавшийся священник Владимир Востоков недолго служил в церкви святителя Тихона Задонского в Клину. Вскоре он уехал в Уфу, и как делегат от Уфимской епархии прибыл в Москву на исторический Поместный собор 1917-1918 годов. На нем впервые с петровских времен был избран Московский патриарх – московский митрополит Тихон (Беллавин). В 1989 году Священный Синод Русской Церкви причислил патриарха-исповедника к лику святых, а через три года первый в стране посвященный ему храм появился в подмосковном Клину в бывшей тюремной церкви.
Святейший патриарх Тихон – в миру Василий Иванович Беллавин – родился в семье священника города Торопец Псковской епархии (ныне в Тверской области). Следуя по стопам отца, Василий поступил в Псковскую духовную семинарию, а затем – в Петроградскую духовную академию. После обучения Беллавин вернулся преподавателем в Псковскую семинарию. В 1891 году он принял священный сан и монашеский постриг с именем Тихон (в честь святителя Тихона Задонского). Сменив несколько административных церковных должностей, Тихон был возведен в епископский сан и назначен викарием в Холмскую епархию на территории современной Польши.
В 1900 году епископ Тихон прибыл в Соединенные Штаты Америки, где ему предстояло окормлять разнородную православную паству в Новом Свете. Русские приходы на тот момент в основном находились на территории Аляски и Алеутских островов, куда еще со времен Екатерины IIдоплывали русские колонисты и миссионеры. Кроме того, в Америке к началу XXстолетия проживало немало закарпатских русинов и галичан, многие приходы которых переходили под управление Тихона. Тихон мечтал объединить эмигрантов разных национальностей в единой Американской Православной Церкви. При участии преосвященного Тихона были основаны многие приходы в Америке, в том числе два русских храма, остающиеся важными православными центрами и сегодня: Свято-Николаевский собор в Нью-Йорке (1901) и Троицкий храм в Чикаго (1903).
В 1907 году Тихон был возведен в сан архиепископа и назначен на Ярославскую кафедру – одну из старейших епархий в Русской Церкви. Затем Тихон управлял Виленской епархией (в современной Литве), где владыке приходилось находить разумный баланс между интересами православной паствы и католической интеллигенции и знати. В Вильне Тихона застало начало Первой Мировой войны: боевые действия развернулись на территории управляемой им епархии.
В 1917 году Тихон стал митрополитом Московским и Коломенским, и председательствовал на знаменитом Поместном соборе 1917-1918 годов. Одним из важнейших решений собора стало восстановление патриаршества. Делегаты избрали трех кандидатов на высшую церковную должность: харьковского архиепископа Антония (Храповицкий), новгородского архиепископа Арсения (Стадницкого) и московского митрополита Тихона. Окончательный выбор Собор вверил Богу – старец Алексий из Зосимовой пустыни вынул жребий перед древней Владимирской иконой Божией Матери с именем Тихона (Беллавина).
Патриаршество Тихона (1918-1925 годы) пришлось на трагический период русской истории: Революция, Гражданская война, голод в Поволжье и кампания по изъятию церковных ценностей, обновленческий раскол…Последние годы святейший патриарх Тихон провел под домашним арестом в Донском монастыре и в московской клинике Бакуниных. Святитель скончался 7 апреля 1925 года на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы.
В 1908 году епископ Анастасий (Грибановский) освятил тюремную церковь в Клину, которая через 80 с лишним лет по промыслу Божьему получила имя патриарха Тихона (Беллавина). Владыка Анастасий лично знал святителя Тихона и уже в эмиграции написал о нем таки строки: «Главною отличительною особенностью духовного облика Святейшего Тихона было именно целомудрие в древнем употреблении этого слова, т.е. гармоническая цельность духа… Неудивительно, что русский народ сразу почувствовал в нем пастыря по сердцу своему, который был не только преемником древних первосвятителей, но и носителем и хранителем их духа. От него повеяло в народное сердце ароматом Святой Руси».