Храмовый комплекс в Павшино и Боголюбская икона
Фото: [Антон Саков / Подмосковье Сегодня]
В бывшем селе Павшино Московского уезда, ставшем частью города Красногорска, рядом стоят две церкви: Николая Чудотворца и Боголюбской иконы Божией Матери. Никольская церковь была закрыта и разорена в советские годы, а Боголюбский храм, напротив, оставался единственным действующим в городе. Благодаря этому здесь уцелели многие дореволюционные иконы, в том числе местная павшинская святыня – список XIX века Боголюбской иконы Божией Матери.
В 1909 году вышел справочник «Спутник по Московско-Виндавской железной дороге», ставший интересным источником по краеведению западного Подмосковья. Виндава – это незамерзающий глубоководный порт на Балтийском побережье, стоящий возле устья широкой реки Венты, удобной для прохождения большегрузных торговых судов. Постройка этой железнодорожной линии стала «прямым путем от центра России к лучшему порту Балтийского побережья». В справочнике кратко рассказывается о станциях линии (сегодня это Рижское направление Московской железной дороги) и истории окрестных селений, в том числе и Павшино. В книге есть старая фотография начала XXвека Никольской и Боголюбской церквей.
В справочнике говорится, что деревянная Никольская церковь упоминается в писцовых книгах с XVIIвека. Первое сведение о ней встречается в книгах Патриаршего казенного приказа за 1628 год. В 1652 году Павшинский храм уже числился ветхим, поэтому возникла необходимость в строительстве новой деревянной церкви того же посвящения. Сохранившийся до наших дней каменный храм Николая Чудотворца был построен в 1821 году. Вот что сказано о его убранстве в справочнике: «Ранее храм был 3 престольный, иконостас в нем 6 ярусный, вверху крест, царские двери резные, изображающие Тайную вечерю». Этот иконостас, утраченный в советские годы, по данным справочника, был приобретен из старой Казанской церкви в Сущеве в Москве.
В 1866-1873 годы рядом с Никольской церковью был выстроен второй каменный храм, главный престол которого освятили в честь Боголюбской иконы Божией Матери. Боковые приделы получили посвящения во имя святого пророка Ильи и великомученика Георгия Победоносца. Возведение этого храма было связано с чудом, о котором рассказано на сайте прихода. В середине XIXстолетия в Павшино пришла эпидемия холеры. Селяне крестным ходом обошли вокруг Павшино с местночтимой Боголюбской иконой Божией Матери, после чего болезнь прекратилась.
В Подмосковье посвящение храма Боголюбской иконе считается достаточно редким. Кроме павшинского храма старые церкви с тем же именованием есть лишь в Сергиевом Посаде – в Боголюбовской киновии недалеко от Гефсиманского Черниговского скита – и в городе Пушкино рядом с железнодорожной станцией. Местночтимый подмосковный список Боголюбской иконы хранится также в Троицкой церкви в Павлино городского округа Балашиха.
Павшинский образ Боголюбской Пресвятой Богородицы относится к особому типу, возникшему от иконы Божией Матери, которая висела когда-то в Москве у Варварских ворот Китай-города. В сборнике Е. Поселянина «Богоматерь: полное иллюстрированное описание Ея земной жизни и посвященных Ея имени чудотворных икон» описываются особенности этого «московского» типа Боголюбской иконы. В отличие от владимирского оригинала XIIвека у ног Богородицы изображены фигуры почитаемых московских святых: Петра, Алексия, Ионы, Филиппа митрополитов московских, блаженных Василия и Максима, святителя Василия Великого, Алексия человека Божия, Симеона сродника Господня, апостола Петра, мученицы Евдокии и Параскевы.
Считалось, что Боголюбскую икону в Москве поставили на Варварских воротах при царе Петре I, в семье которого сугубо почитался этот образ. Этим можно объяснить и наличие на ней некоторых святых, например – апостола Петра и мученицы Евдокии – возможно, небесных покровителей царской семьи. Во время московской чумы 1771 года у Варварских ворот произошли многие чудеса и исцеления. С этого времени московский образ стал особо почитаться среди горожан. Восемнадцатого июня по старому стилю у Варварских ворот собирались толпы богомольцев, а духовенство служило торжественный молебен. Для этого икону спускали вниз и помещали в специальной палатке, где каждый мог приложиться к святыне в течение трех дней. Все это время площадь в центре Москвы у Варварских ворот была закрыта полицией для движения повозок и экипажей, потому что утром и вечером, в любую погоду вся округа была полна богомольцами. Через три дня на площади вновь совершался молебен, и икону поднимали обратно.
В 1771 году город Владимир также был охвачен чумой. Исцеления от болезни происходили здесь от первообраза Боголюбской иконы: когда святыню перенесли в страдающий от чумы город, эпидемия прекратилась. В память об этом двадцать первого мая по старому стилю утвердился местный обычай переносить икону из Боголюбского монастыря во Владимир. От «моровой язвы» спасал список иконы в селе Юрьевском Боровского уезда Калужской губернии, а в 1848 и 1853 годах благодаря этой иконе остановилась эпидемия холеры в Малоярославце и Боровске. Холера и чума уходили также по молитве у списков Боголюбской иконы в Угличе в XVIIвеке и селе Зимарове Рязанской губернии.