Храмы Павловской Слободы
Фото: [Антон Саков / Подмосковье сегодня]
На реке Истре в 17 километрах от знаменитой Ново-Иерусалимской обители в селе Павловская Слобода стоит целый ансамбль храмов, который можно принять за монастырь. На просторном приходском участке расположился Благовещенский храм с семью главами, шатровая колокольня, а также розовый храм Царственных мучеников, строящаяся часовня Вифлеемских младенцев и надвратная церковь преподобного Иосифа Волоколамского. Все эти постройки, кроме центрального Благовещенского храма, были возведены в недавнее время. Благовещенский приход и его церкви связан с двумя знаменитыми обителями этой части Подмосковья: Иосифо-Волоцким и Ново-Иерусалимским монастырями.
Главными датами в истории Благовещенского прихода Павловской Слободы можно назвать 1504 и 1663 годы. К 1504 году относится первое документальное упоминание села как вотчины бояр Морозовых, а в 1663 году было достроено и освящено каменное здание сохранившейся до наших дней Благовещенской церкви. Обе эти даты были важны и для религиозной жизни Московского государства. В 1504 и в 1666 годах состоялись два знаменитых церковных собора, оба закончившиеся анафемами, осуждениями и гонениями. На московском соборе 1504 года была окончательно осуждена ересь жидовствующих, которая увлекла в том числе и многих представителей духовенства и государственных чиновников. По итогам собора около десятка самых видных еретиков, среди которых был брат управляющего посольскими делами, сожгли в деревянных срубах. Ярым противником жидовствующих как на этом соборе, так и ранее был игумен Успенского Волоколамского монастыря преподобный Иосиф Санин.
В 1666 году, всего три года спустя после освящения храма в Павловской Слободе, на новом соборе осудили и лишили патриаршества церковного реформатора и строителя Ново-Иерусалимского монастыря Никона. Правда, еретиком его не признали, вина патриарха состояла в обиде царя Алексея Михайловича и, говоря современным языком, в превышении должностных полномочий. Кстати, одним из пунктов обвинения значилось строительство новых монастырей, которым бывший патриарх давал неподобающие имена вроде «Нового Иерусалима». Павловская Слобода расположилась на пересечении двух дорог – сухопутной в сторону Иосифа-Волоцкой обители и водной по реке Истре в Новый Иерусалим. В истории прихода отразились важные религиозные события XVIи XVII веков, связанные с основателями этих монастырей.
Преподобный Иосиф Волоцкий стал особо почитаться в приходе Благовещенского храма Павловской Слободы в последнее время. В честь этого святого был сооружен небольшой надвратный храм, который первым бросается в глаза со стороны автобусной остановки. Этот новый храм построен в духе церквей XVIIвека, а его пестрая расцветка, видимо, была позаимствована у старинной московской церкви Николая Чудотворца в Хамовниках. В облике здания сочетаются зеленый, белый, желтый и красный цвета. Кстати, надкупольный крест церкви в Хамовниках напоминает крест Благовещенской церкви в Павловской Слободе. Оба распятия украшены фигурками ангелов-серафимов, которые расселись на перекладинах, будто птицы на ветвях дерева.
С внешней стороны ворот, над которыми сооружен храм Иосифа Волоцкого, в одной из ниш установлена ростовая мозаичная икона преподобного Иосифа. На ней изображена и основанная преподобным Успенская обитель вблизи Волоколамска. На мозаике заметна высокая колокольня монастыря, которая была взорвана из военных соображений в 1941 году при отступлении советских войск. Если пройти на территорию храмового комплекса к главному старинному храму Благовещения, то на сводах его массивного крыльца увидим фрески, где вновь изображен святой Иосиф Волоцкий. На одной из фресок повествуется о знамении на месте возведения Волоколамской обители. По легенде, место для строительства монастыря указал удар молнии и неожиданная буря, повалившая деревья вокруг.
Главная Благовещенская церковь, как уже говорилось, была построена незадолго до церковного суда над патриархом Никоном. Тем не менее, осуждение не касалось его обрядовой реформы, а отрицающие новый обряд проклинались собором как раскольники. Владелец Павловской Слободы и строитель Благовещенского храма Борис Иванович Морозов не дожил несколько лет до освящения церкви в своей вотчине. Несмотря на то, что Морозов был «дядькой» и близким сподвижником царя Алексея Михайловича, церковный раскол сделал его фамилию одним из знамен противного царю старообрядчества. Вдова родного брата Бориса Ивановича Морозова Феодосия стала одной из самых известных противниц церковных нововведений. Именно она изображена на знаменитой картине Василия Ивановича Сурикова «Боярыня Морозова» в образе фанатичной сторонницы старого обряда, которую в оковах на санях увозят в место заточения.
Феодосия Морозова тесно общалась и сотрудничала с предводителем староверов опальным протопопом Аввакумом. Какое-то время непокорную знатную особу не трогали. Поводом для суда, тюрьмы и казни, возможно, стал отказ Морозовой от приглашения на царскую свадьбу. С этого времени ее вместе с родной сестрой княгиней Урусовой и рядом единомышленников подвергали допросам, арестам, пыткам, а также уговорам принять церковные реформы и помириться с царем. В конце концов, несговорчивую боярыню увезли в заточение в Пафнутьев Боровский монастырь, где она и скончалась от голода в земляной тюрьме вместе с сестрой. Место гибели старообрядческой мученицы впоследствии широко почиталось населением Боровска и его окрестностей, значительная часть которого принадлежала к различным староверческим толкам.
Немало староверов проживало и в Павловской Слободе. В конце XIXвека здесь снимал дачу знаменитый композитор Александр Порфирьевич Бородин. Он поселился в так называемом «кладбищенском» конце села, где как раз и проживали раскольники-беспоповцы. На берегах реки Истры они странным образом оказались в соседстве с Ново-Иерусалимской обителью ненавистного им патриарха Никона. В своих письмах из Павловской Слободы Бородин описал быт и нравы этих людей, живших замкнуто и отстраненно от других жителей села. Местное раскольничье согласие имело своим духовным центром московскую общину так называемых «федосеевцев», чья молельня и сейчас находится вблизи бывшего старообрядческого кладбища в Москве у Преображенской площади. Композитор Бородин, естественно, заинтересовался песенной традицией Павловских староверов. Считается, что услышанные в селе молитвенные напевы Александр Порфирьевич использовал в своей Третьей симфонии. К сожалению, это произведение Бородина не было записано и не сохранилось.
Интересно, что в Пафнутьевом Боровском монастыре сошлись судьбы родственницы строителя Благовещенской церкви Павловской Слободы боярыни Морозовой и почитаемого здесь преподобного Иосифа Волоцкого. На протяжении 18 лет Иосиф жил в Боровской обители, являясь учеником святого Пафнутия. Иосиф даже возглавлял монастырь некоторое время после смерти учителя. Разногласия с подчиненными монахами вынудили Иосифа оставить ставший родным монастырь и обосноваться в Волоколамской земле, откуда были родом его родители.
Еще один храм комплекса в Павловской Слободе посвящен Царственным мученикам – семье последнего российского императора Николая II. Икону царской семьи можно увидеть над входом в эту церковь. Видимо, семь колоколов разных размеров в примыкающей к церкви звоннице символизируют каждого члена расстрелянной в 1918 году в Екатеринбурге семьи. На сегодняшний момент на территории прихода строится еще и водосвятная часовня с купальней, которую предполагается освятить, как указано на стенде, в честь «14 000 убиенных Иродом Вифлеемских младенцев». Согласно евангельскому рассказу иудейский царь Ирод, услышав от пришедших восточных мудрецов о звезде, которая указывала на рождение в Вифлееме великого царя, сильно испугался. Он велел убить там всех младенцев, рассчитав примерный возраст возможного, как он думал, претендента на его власть. Эти убитые младенцы стали почитаться в церкви как невольные мученики за Христа. Судя по эскизу на стенде, храм будет построен в духе древних соборов Владимирского зодчества. В частности, если проект не изменится, внешние стены часовни украсят каменные барельефы.
Всего в трех километрах от комплекса храмов в Павловской Слободе стоит церковь благоверного князя Александра Невского в поселке Княжье Озеро. Этот новый храм хорошо виден с трассы «Новая Рига». Интересен он, прежде всего, тем, что с 2009 года в нем хранится древняя Торопецкая икона Божией Матери. Чудотворный образ до революции был главной святыней города Торопец Тверской области, а в советское время переместился в запасники Русского музея в Ленинграде. Оттуда девять лет назад ее «вызволил» местный предприниматель, поместив в построенный на его средства храм Александра Невского в Истринском районе.