Никольская церковь в Парфентьево
Фото: [Антон Саков \ Подмосковье Сегодня]
Церковь села Парфентьево в городском округе Коломна – замечательный образец архитектурного стиля ампир московской школы. Исстари село относилось к вотчинным владениям Богоявленского Старо-Голутвина монастыря, а сохранившийся храм был построен в 1835-1847 годах по проекту известного архитектора Н. И. Козловского. Интересные воспоминания о своем пребывании в Парфентьево оставили генерал Дмитрий Петрович Багратион – родственник героя войны 1812 года, и писатель Борис Пильняк.
Старо-Голутвин монастырь, по старинному преданию, был основан преподобным Сергием Радонежским в память примирения московского и рязанского князей в эпоху междоусобных распрей. В этой обители издавна хранилась чтимая святыня – посох преподобного Сергия, примирителя князей, и икона Богоявления из великокняжеских сеней Дмитрия Ивановича Донского.
Голутвинская обитель была основана в живописном месте при впадении реки Москвы в Оку. Автор «Прогулки по древнему Коломенскому уезду» Н. Д. Иванчин-Писарев так описывал красоту этих мест: «Местоположение Голутвина пленительно, особливо вид впадения Москвы-реки в Оку под самыми стенами обители. Здесь едва возможен отчет в том, что более увлекает, более волнует душу: прелесть этих мест, или воспоминания событий, коих они были свидетелями».
Старинное село Парфентьево расположено неподалеку от древнего Голутвина монастыря в пойменных лугах реки Москвы. Писатель Борис Пильняк в своем последнем романе «Волга впадает в Каспийское море» предрек Парфентьеву неожиданную судьбу – полное затопление при строительстве грандиозного канала. Вот как он описывал это: «Умирала Коломна, русский Брюгге… Три года тому назад, в июне, пришли на луга сюда люди, мерили и бурили землю, всматривались в пространство и будущее, вкапывались в юрские и пермские эпохи… ни Бобренева, ни Парфентьева, ни Амерева, ни Сергиевской и многих других деревень больше не будет, ибо земли их уйдут под воду».
К счастью, строительство искусственной «новой реки», воды которой омывали бы основание Маринкиной башни коломенского кремля, так и осталось в творческой фантазии Пильняка. Писатель упоминал окрестности Коломны и в других своих произведениях: Парфентьево, Чанки, Щурово и Перочи фигурируют в черновых набросках и в книге 1925 года «Машины и волки».
Пильняк однажды действительно стал очевидцем гибели Парфентьева, но не от воды, а огня. 17 сентября 1923 года Борис Андреевич сделал запись в дневнике о своем ночном посещении этого села. В те годы писатель жил в Коломне и около одиннадцати часов ночи неожиданно услышал удар в набатный колокол, по-видимому, раздававшийся в одном из ближайших к Коломне сел. Вместе с товарищем он поднялся на колокольню стоявшей неподалеку церкви Николы на Посаде и увидел зарево пожара за рекой Москвой – горело Парфентьево. На велосипеде Пильняк доехал до горящего селения, где бесстрашно бросался в огонь, растаскивал бревна горящих изб, помогал выгонять скотину. Набат, по-видимому, раздавался в ту ночь с несохранившейся ныне высокой колокольни Никольской церкви.
Еще одно воспоминание о Парфентьеве оставил князь Дмитрий Петрович Багратион. В начале 1880-х годов, будучи еще уланским корнетом, Багратион вместе с эскадроном квартировал в селе Парфентьево под Коломной. Князь расположился в избе крестьянина Александра Устинова. Молодому офицеру была выделена небольшая комната с перегородкой и углом для денщика. Дмитрий Петрович запомнил обстановку комнаты в «квартире»: стол, накрытый зеленым сукном, кровать производства Сан-Галли и стену, увешанную охотничьими ружьями, патронташами, трубами, револьверами, саблями и шашками.
Генерал-майор Д. П. Багратион, потомок знаменитого рода грузинских царей, стал известен впоследствии как командир 1-й бригады Кавказской туземной конной дивизии – так называемой «Дикой дивизии». Это было очень необычное военное соединение русской армии. В его рядах можно было видеть всадников и офицеров более двух десятков национальностей: дагестанских воинов, грузинских и армянских князей, персидских, французских, польских, шведских и прибалтийских аристократов. «Дикая дивизия совмещала несовместимое…Такой кавалерийской дивизии никогда не было и никогда, вероятно, не будет», – писал публицист Н. Н. Брешко-Брешковский.
Князь Багратион стал известен также в литературной среде как издатель журнала «Вестник русской конницы». На этом поприще он даже вошел в список корреспондентов Льва Николаевича Толстого. В своем письме Багратион просил классика прислать потрет верхом на лошади и рассказать о предпочитаемом методе верховой езды. Автора «Войны и мира», видимо, не заинтриговала громкая фамилия генерала, и он оставил это письмо без ответа.
Проект сохранившейся Никольской церкви в Парфентьево был создан известным московским архитектором Николаем Ильичом Козловским. Зодчий выстроил также Ильинскую церковь бывшего села Сандыри (ныне в черте города Коломна). Облик этой церкви во многом повторяет черты храма в Парфентьево. До революции в Ильинской церкви хранилась древняя икона Илии пророка, в честь которой ежегодно 20 июля устраивался крестный ход из Успенского собора Коломны в бывшее село Сандыри. В том же храме почитался образ Божией Матери византийского письма, который, по преданию, был преподнесен в дар кавалерами острова Мальты графу Борису Петровичу Шереметеву – владельцу Сандырей.
1930-е годы стали трагической страницей в истории Никольской церкви села Парфентьево. В 1936 году был арестован местный священник. Поскольку служить стало некому, прихожане убедили принять священный сан диакона Василия Горбачева, который был переведен под Коломну в том же 1936 году. Принятие сана в разгар гонений на духовенство было добровольным исповедническим подвигом. В октябре 1937 года Василий Горбачев был рукоположен в сан священника, но храм в Парфентьево все равно был закрыт год спустя.
После закрытия Никольской церкви отец Василий был переведен в Спасо-Преображенскую церковь села Большие Вяземы, но и здесь прослужил недолго. В феврале 1938 года на праздник Сретения Господня отец Василий был арестован и помещен в можайскую тюрьму. Через четыре дня после ареста священник был расстрелян и погребен в безвестной могиле полигона в Бутово.
В 1990-х годах началось возрождение Никольской церкви села Парфентьево. В советские годы была полностью разрушена высокая ампирная колокольня, утрачено внутреннее церковное убранство. В 2001 году священник Василий Горбачев был прославлен в лике новомучеников и исповедников российских. Память священномученика Василия – небесного покровителя церкви в Парфентьево – совершается в день его кончины 26 февраля по новому стилю.