Никольская церковь в Серебряных Прудах

Антон Саков / Подмосковье сегодня

Фото: [Антон Саков / Подмосковье сегодня]

Величественная пятиглавая церковь в поселке Серебряные Пруды была построена в 1835 году на средства Дмитрия Николаевича Шереметева – сына графа Николая Петровича Шереметева и его бывшей крепостной актрисы. Серебряные Пруды в прошлом относились к Веневскому уезду Тульской губернии, а с XVIII века и до революции 1917 года являлись родовым владением знатной фамилии Шереметевых. В советские годы Никольский храм оставался единственным действующим в Серебряно-Прудском районе. В сохранении храма большую роль сыграли родители маршала Советского Союза В. И. Чуйкова.

Князь Серебряный и село Пруды

П.И. Малицкий в книге «Приходы и церкви Тульской епархии» объясняет происхождение красивого названия Серебряные Пруды местными природными особенностями: «Село раскинуто на низменном ровном месте поселками, отделенными друг от друга большими болотистыми пустырями, на которых после весеннего разлива воды и в осеннее время скопляется так много маленьких лужаек и озерков, что эти пустыри представляются как бы унизанными серебряными бляхами».

Согласно другой версии название возникло от фамилии древнего вотчинника князя Бориса Васильевича Серебряного. В писцовой книге конца XVI века указывалось, что село Пруды на реке Осетр с деревянной церковью Николая Чудотворца принадлежало князю Борису Конбулатовичу Черкасскому, а прежде него состояло за князем Серебряным. Князь Борис Васильевич Серебряный-Оболенский был придворным царя Иоанна Грозного. В 1565 году он служил воеводой в Дедилове, в 1570 году – воеводой сторожевого полка, в 1570-1572 годы был царским наместником в Брянске. Князь Серебряный воевал против черемисов под Казанью, с крымскими и ногайскими татарами в Печерниковых дубравах. Борис Васильевич умер бездетным, и с его кончиной род князей Серебряных пресекся.

В 1863 году был издан исторический роман Алексея Константиновича Толстого «Князь Серебряный», повествующий о благородном воеводе эпохи царствования Ивана Грозного. Роман стал одним из самых популярных произведений на историческую тему в русской литературе, выдержал множество переизданий. Главный герой книги Никита Романович Серебряный был вымышленным персонажем, однако есть основания полагать, что А. К. Толстой заимствовал его фамилию у реально существовавшего князя Бориса Васильевича Серебряного – владельца села Пруды.

Каменный храм и старинная часовня

В XIX столетии село Серебряные Пруды насчитывало более 6 тысяч жителей и по своему размеру превосходило даже некоторые уездные города. Уже тогда в селе было две церкви: Никольская и Троицкая. Первый деревянный Никольский храм был построен графом Петром Борисовичем Шереметевым, создателем знаменитой усадьбы Кусково. Церковь стояла при кладбище в урочище, которое в конце XIX столетия носило название «могильники». В 1782 году обветшавший Никольский храм выстроил заново сын вотчинника граф Николай Петрович Шереметев.

В 1829 году деревянный Никольский храм вновь сильно обветшал. Сын Николая Петровича Шереметева граф Дмитрий Николаевич возвел в 1835 году новую каменную церковь в стиле ампир, которая сохранилась до нашего времени. В честь своего небесного покровителя граф устроил новый придел во имя святителя Дмитрия Ростовского. В 1878 и 1884 годы были установлены поочередно главный и придельные иконостасы, сохранившиеся поныне. В 1892 году Сергиевский придел был утеплен для совершения богослужений в зимнее время. На это благое начинание внесли пожертвования священник Михаил Музалевский, церковный староста Василий Гынин, веневские купцы Михаил Галкин, Василий Матвеев и Иван Александрович Лабзин. Старинные надгробия купцов Лабзиных до сего дня сохранились у алтаря Никольского храма в церковной ограде.

В 1899 году усилиями священника Михаила Музалевского была восстановлена старинная часовня на кладбище около церкви. Вот что священник писал к графу Сергею Дмитриевичу Шереметеву об этой часовне: «На приходском нашем кладбище до 1835 г. был деревянный храм во имя Святителя Николая Мирликийского Чудотворца и Преподобного Сергия Радонежского Чудотворца, а потом он был уже предназначен к упразднению по своей ветхости, да к тому времени настоящий наш каменный храм был уже выстроен и освящен. По упразднении деревянного храма на месте престолов из годных остатков его было сооружена деревянная часовня-усыпальница 9 аршин в длину и ширину. До поступления моего на сие место до 1877 г. часовня сия, вероятно, оправдывала свое назначение, а с сего времени она потеряла таковое по ветхости… Часовня сия не имеет ни пола, ни окон, ни крыши, ни двери, даже и бревна стали пропадать».

Часовня-усыпальница была воссоздана в 1901 году. Материалом для нее послужил бывший кирпичный погреб усадьбы Шереметевых. К сожалению, до нашего времени этот церковный памятник, указывавший на место престола первого деревянного Никольского храма, не сохранился.

Граф и благотворитель Д. Н. Шереметев

Дмитрий Николаевич Шереметев родился в Санкт-Петербурге в 1803 году и был единственным сыном обер-камергера графа Николая Петровича Шереметева. В раннем детстве он остался сиротой: мать Прасковья Ивановна скончалась спустя три недели после его рождения, а отец умер в 1809 году, когда мальчику было всего 6 лет. Вдовствующая императрица Мария Федоровна (супруга убиенного императора Павла I) создала опекунский совет при малолетнем графе Дмитрии, в который вошли приближенные ей люди: Д. П. Трощинский, Ф. А. Голубцов, И. С. Ананьевский, П. М. Духовницкий и М. И. Донауров.

С юных лет граф желал продолжить богоугодное дело отца, сохранить «памятник человеколюбия» – Странноприимный дом для нищих и калек на Сухаревской площади в Москве (ныне главный корпус НИИ скорой помощи им. Н. В. Склифосовского). Это благотворительное учреждение граф Николай Петрович Шереметев построил в память о рано скончавшейся любимой супруге Прасковье Ивановне Ковалевой-Жемчуговой (Ковалевской). Избранница графа была крестьянкой, актрисой крепостного усадебного театра.

В первой половине XIX столетия Странноприимный дом играл большую роль в деле помощи московским беднякам. В благотворительной больнице за это время лечилось более 50 тысяч человек и еще несколько десятков тысяч получали пособие. Е. Ястребцев в статье 1911 года писал о щедром характере графа Дмитрия Николаевича так: «Не на один только Странноприимный дом гр. Шереметев жертвовал много: жертвовал он также по тысячам, десяткам и сотням тысяч на построение церквей, на учебные заведения и на разные благотворительные учреждения».

Никольский храм в XX веке

В 1929 году в Серебряных Прудах и округе началась кампания по закрытию церквей. Требование прекратить службы в Никольском храме вызвало, однако, сопротивление прихожан, относившихся к «Расловской выти» – так называлось одно из трех обществ Серебряных Прудов. Местная газета в 1929 году с сожалением отмечала: «В последней выти, Расловской, дело вышло несколько хуже… церковь закрыть собрание отказалось, несмотря на то, что его призывал к этому даже дьякон…Вероятно, население Расловской выти еще не усвоило, что коллективизация, как новая форма жизни, не может ужиться рядом с церковью».

Несмотря на давление властей, храм оставался действующим до начала Великой Отечественной войны. С 1 по 7 декабря 1941 года Серебряные Пруды были оккупированы немецкими захватчиками. Во время войны храм не действовал, использовался как тюрьма для военнопленных. В 1946 году мать советского маршала Василия Ивановича Чуйкова Елизавета Федоровна смогла добиться у властей разрешения вновь открыть храм и возобновить богослужения. Таким образом, Никольская церковь стала единственным очагом православной церковной молитвы в Серебряно-Прудском районе вплоть до начала 1990-х годов.