Ново-Голутвин монастырь в Коломне
Фото: [Антон Саков / Подмосковье Сегодня]
Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь был основан московским митрополитом Платоном в 1800 году, а свое преемство ведет от древнейшей коломенской обители – Старо-Голутвина Богоявленского монастыря. К началу XIX столетия монашеская жизнь в старом монастыре, основанном еще в эпоху преподобного Сергия Радонежского, пришла в упадок. Немногочисленную братию Старо-Голутвина монастыря перевели в здания бывшего архиерейского дома Коломенской епархии. Монастырь стал называться Ново-Голутвиным или Троицким по существовавшей здесь еще со времен резиденции коломенского епископа Троицкой церкви.
Древняя Коломенская епархия была учреждена еще в середине XIV века. Епископ Коломенский в ту эпоху имел видное положение в иерархии Русской церкви, являясь первым помощником Московского митрополита. С течением времени значение и богатство епархии постепенно падало. Ко второй половине XVIII века в епархию входили территории части Московской, Тульской, Рязанской и некоторых других губерний. В 1799 году с целью приведения административных границ церковных епархий в соответствие с учрежденными губерниями, Коломенская епархия была упразднена. Бывший архиерейский двор был перемещен из Коломны в Тулу, а епископ с этих пор стал носить титул «Тульского».
Жители Коломны «с плачем» провожали перемещение епархиального центра из своего города в Тулу. Вместе с архиереем из Коломны уехала и его ризница со многими святынями и очаг духовного образования – семинария. Писатель Н.П. Гиляров-Платонов отмечал, что с этого времени Коломна утратила значение церковного центра региона и стала исключительно купеческим городом: «Торговые интересы будут отселе главные и единственные; на них будет сосредоточиваться и покоиться общественное внимание: гурты, бараки, хлеб, сало…»
Архиерейский двор в Коломне, располагавшийся недалеко от городского Успенского собора опустел. При нем исстари имелись две небольшие церкви: Троицкая и Покровская. Подробное описание коломенского архиерейского двора в середине XVII столетия осталось в книге архидиакона Павла Алеппского, описавшего путешествие его отца патриарха Макария в Россию. Он описал церковь Покрова Богородицы, которая примыкала к галерее двора, и, по-видимому, была построена тогдашним Коломенским епископом Павлом для зимнего времени. Церковь была каменная, с одним куполом, покрытым зеленой черепицей.
Архиерейский дом в Коломне был очень велик и обнесен деревянной стеной. Епископские покои имели вид настоящего дворца, окруженного прекрасными яблоневыми садами. Павел Алеппский описывал чудесные сорта яблок, плоды которых были «красные, как сердолик, желтые как золото, белые, как камфора». При дворе коломенского епископа была также своя канцелярия и тюрьма, где содержались провинившиеся крестьяне с архиерейских угодий. Епископ имел даже три сотни собственных стрельцов.
В конце XVII - начале XVIII века внешний облик архиерейской резиденции в Коломне изменился. Каменные братский и семинарский корпуса были возведены в конце века при епископе Никите. В 1705 году епископ Антоний построил каменную Троицкую церковь на высоком сводчатом подклете. Нарядный декор этой церкви напоминает формы московского барокко.
Превращение архиерейской резиденции в Ново-Голутвин монастырь произошло в 1800 году по инициативе московского митрополита Платона (Левшина). Когда коломенская кафедра переехала в Тулу, бывший дом епископа остался без средств. В то же время была назначена к упразднению одна из древнейших коломенских обителей – Голутвин Богоявленский монастырь, основанный еще в 1385 году учеником Сергия Радонежского преподобным Григорием. В 1800 году митрополит Платон велел перевести братию монастыря из пригорода в самый центр Коломны в пустующие архиерейские палаты бывшей епархиальной резиденции. При этом городской Успенский собор на площади был приписан к новому монастырю.
Писатель и историк Н. Д. Иванчин-Писарев отмечал в 1844 году: «Голутвинская обитель едва не упразднилась в нынешнем столетии, оскудев от нерадения некоторых игуменов. Ее даже перевели в середину города, где теперь второй Богоявленский – Голутвин монастырь». Однако старый Голутвин монастырь при слиянии Москвы и Оки закрыт не был. В опустевшую обитель перевели часть братии из Николо-Пешношского монастыря Дмитровского уезда, а в хозяйственном отношении объединили с Бобреневым монастырем, располагавшимся также близ Коломны, но примерно в восьми километрах от Старо-Голутвиной обители. Этот объединенный монастырь, который какое-то время называли Бобренево-Голутвиным, был возрожден трудами пешношского старца Самуила (Колесникова).
В первой половине XIX столетия окончательно сложился ансамбль зданий Ново-Голутвина монастыря. В 1820-е годы были построены Сергиевская (ныне Покровская) церковь в стиле неоготики, примыкающая к северному торцу корпуса архиерейских келий, и колокольня с воротами в основании, которая считается одной из лучших построек в стиле ампир в Коломне. По свидетельству Московских епархиальных ведомостей за 1870 год, в Сергиевской (Покровской) церкви хранилась замечательная реликвия – храмовая икона, которую в качестве благословения обители привез из Троице-Сергиевой лавры знаменитый уроженец Коломны митрополит московский Филарет (Дроздов).
Во второй половине XIX века обновлением и поддержанием обоих монастырей – Старо-Голутвина и Ново-Голутвина – активно занимались отпрыски известной коломенской фамилии богатых скотопромышленников Ротиных. Важную роль в этом благом деле сыграли супруги Гурий Федорович и Екатерина Афанасьевна Ротины.
Примерно в это же время в Ново-Голутвином монастыре, как и во многих подмосковных возрождаемых обителях, был введен общежительный монашеский устав. Преподобный Пимен Угрешский отмечал: «Чтобы видеть плоды общежительного устава не надобно углубляться в древность; довольно оглянуться на современность; сколько обителей в пределах одной Московской епархии поднялись, процвели силой этого устава от времен митрополита Платона до времен митрополита Иннокентия, начиная от Песноши, Старо-Голутвина, Берлюков до Угреши и Ново-Голутвина».
Среди настоятелей Ново-Голутвиной обители особое место занимал архимандрит Тихон (Углинский), прослуживший в коломенском монастыре около тридцати лет. Будущий архимандрит Тихон – в миру Тимофей Федорович – родился в 1801 году в семье священника в Тамбовской губернии. Духовное образование он получил в Тамбовском училище, а затем Казанской семинарии, где изучил татарский язык. Несколько лет Тимофей Федорович преподавал в Тамбовском училище татарский язык, а в 1828 году принял священный сан и был пострижен в монашество с именем Тихон.
В 1833 году Тихон был переведен в Московскую епархию, где служил смотрителем Звенигородского, Перервинского и Дмитровского духовных училищ. Через два года он был возведен в сан архимандрита и стал настоятелем древнего Борисо-Глебского монастыря в Дмитрове. В 1846 году архимандрит Тихон поступил в Коломну настоятелем Ново-Голутвина монастыря, где подвизался до самой кончины в 1871 году.
Архимандрит Тихон прослыл нестяжателем, не оставил после себя никакого имущества, кроме богатой коллекции книг. Множество редких книг духовного содержания архимандрит Тихон пожертвовал Московской епархиальной библиотеке при ее основании, за что заслужил благодарность Общества любителей духовного просвещения. Монаха-библиофила особенно интересовала литература и рукописи по теме церковного раскола и старообрядчества. Свое единственное богатство он завещал продать, а вырученные средства отдать в любимый им Ново-Голутвин монастырь. «Вся жизнь почившего ознаменована истинно христианским смирением, незлобием и братскою любовию ко всем», – писали в некрологе Московских епархиальных ведомостей. Архимандрит Тихон был погребен в ограде Ново-Голутвина монастыря под Троицкой церковью.