Пехра-Покровское – родина святого Серапиона Новгородского
Фото: [Антон Саков / Подмосковье сегодня]
Те, кто посещали Троице-Сергиеву лавру, знают о «Серапионовой палатке» – небольшом приделе Троицкого собора с мощами святых. Такое название придел получил по имени святителя Серапиона Новгородского – русского святого XVI века, погребенного в «палатке». Хотя Серапион вошел в святцы с титулом новгородского архиепископа, его жизнь началась и закончилась в Подмосковье. Святитель Серапион родился в подмосковном селе Пехорка. Сегодня это часть города Балашиха. Прихожане храма Пехра-Покровского считают святителя Серапиона своим покровителем.
Спаситель новгородцев
Будущий святитель Серапион родился в семье священника церкви села Пехорки. Став юношей, он хотел принять монашество, но по настоянию родителей женился. Какое-то время он служил приходским священником в церкви родного села. Семейная жизнь продлилась недолго: у Серапиона умерла жена, а потом и родители. Он покинул Пехорку и ушел в Дубенский Успенский монастырь. Этот монастырь не сохранился до наших дней, он был упразднен еще в XVIIIвеке. Из Дубенского монастыря Серапион переселился в Троице-Сергиеву обитель, где вскоре занял должность игумена. Будучи Троицким игуменом, Серапион заступился перед великим князем Иваном IIIза трех боярынь, которых по ложному доносу правитель приговорил к смертной казни за колдовство. Заступничество игумена тронуло князя, и он велел помиловать женщин.
В 1506 году Серапион стал архиепископом Новгорода. Назначение совпало с чередой бедствий. В Новгород пришла страшная эпидемия, уносившая жизни горожан на протяжении трех лет. Затем измученный мором город охватил сильный пожар. Наконец, к мору и пожару присоединилась новая беда – буря. Она поднимала воды реки Волхов, топила суда, рушила дома. В житии святителя Серапиона сказано: «Сгорело более трех тысяч человек, много погибло в волнах рассвирепевшей реки. Страшная картина разрушения от огня, бури и воды навела ужас на новгородцев. Молитвами святителя, сопровождавшимися плачем и рыданиями, пожар прекратился и пламя, прежде всего, угасло в том месте, куда он вышел с крестами». Нового архиепископа новгородцы сочли своим спасителем.
Столкновение с Иосифом Волоцким и Василием III
Вскоре после новгородских бедствий святитель Серапион был снят с должности и заточен в монастырскую темницу в Москве. Поводом стал конфликт с новым великим князем Василием III и монахом-проповедником Иосифом Волоцким. Волоколамский монастырь, где был игуменом Иосиф, в то время подчинялся Новгородскому архиепископу. В обход своего начальника Серапиона Иосиф самовольно перешел в подчинение московскому митрополиту. За нарушение церковных правил Серапион хотел лишить сана Иосифа Волоцкого, но столкнулся с интересами московского правителя. Шаг волоколамского игумена противоречил церковным уставам, но соответствовал направлению политики московского князя. Василий III добивался централизации государства вокруг Москвы, начатой его предшественниками. По настоянию князя в Москве созвали собор, где иерархи осудили и лишили должности не Иосифа Волоцкого, а, наоборот, Новгородского архиепископа Серапиона.
Серапион провел несколько лет в заточении в Спасо-Андрониковом монастыре. Оттуда он писал осудившему его московскому митрополиту Симеону: «Вспомни, святейший отец, с какими обетами вы поставили меня, и что ты заповедал мне? Не обещался ли я тебе… сохранять заповеди, никого не боясь, и стоять всегда за правду? Тогда я дал слово Богу и вам ходить по преданиям святых апостолов и святых отцов, ты же дал мне власть, которую я употребил над чернецом моим, когда он нарушил уставы». Под нарушившим уставы «чернецом» Серапион имел в виду Иосифа Волоцкого.
В конце жизни Серапион, московский митрополит Симеон и Иосиф Волоцкий примирились и простили друг друга. Опальному новгородскому архиепископу разрешили поселиться в Троице-Сергиевом монастыре. Там он закончил свои дни в 1516 году через год после смерти Иосифа Волоцкого. Память святителя Серапиона совершается в церкви 29 марта (16 марта по старому стилю). Святитель погребен у Троицкого собора в том месте, где по преданию стояла келья Сергия Радонежского. Его мощи покоятся под спудом в «Серапионовой палатке». Гонимый новгородский архиепископ стал почитаться святым еще в XVIвеке.
Судьбу архиепископа Серапиона через некоторое время повторил другой известный святой XVIвека – преподобный Максим Грек. Этот священнослужитель вступил в конфликт с тем же великим князем Василием III, лишился церковных чинов и незаслуженно томился в монастырском заточении. Максим Грек отбывал наказание в темнице одной из башен Иосифо-Волоколамского монастыря, хотя и после смерти основателя этой обители. Под конец жизни преподобного Максима частично оправдали и отправили на покой в Троице-Сергиев монастырь. Оба священнослужителя-страдальца скончались в обители Сергия Радонежского.
Церковь-ротонда в Пехра-Покровском
Название села, откуда был родом святитель Серапион, происходит от названия реки Пехорки или Пехры. Река протекает в этой местности у Стромынского тракта. Стромынкой раньше называли дорогу, соединявшую Москву с Юрьевым-Польским, Суздалем, Владимиром. Сегодня древнему тракту примерно соответствует Щелковское шоссе. Покровская церковь голубого цвета и сегодня стоит у дороги и хорошо видна с трассы.
Сохранившемуся каменному зданию предшествовали, как минимум, четыре деревянные церкви. Первый деревянный храм, где служил Серапион, вероятно, появился в XVIвеке. Затем храм заново отстраивался на этом же месте в 1712, 1727 и 1763 годах. Причинами частых перестроек были пожары и смены владельцев села. Наконец, в 1828 году в Пехре-Покровском была возведена новая каменная церковь по проекту архитектора Осипа Бове. Материалом для храма послужил разобранный дворец петровского фаворита Александра Даниловича Меншикова. В начале XVIIIвека Меншиков владел Пехоркой. В советские годы разрушили колокольню и интерьеры. Внешний облик храма и колокольню восстановили к 2001 году.
Осип Иванович Бове – знаменитый московский архитектор итальянского происхождения. В 1813 году он вошел в комиссию по восстановлению старой столицы после опустошительного пожара и захвата города Наполеоном. Бове придал новый облик разрушенному городу. Осип Иванович обновил вид Театральной площади и фасада Большого театра. Архитектор создал сохранившиеся до сего дня мемориалы в память о войне 1812 года: Александровский сад у стен Кремля с гротом и Триумфальные ворота.
Бове прославился и как церковный архитектор. При его участии возвели церковь Всех Скорбящих Радость на Ордынке, храм Большого Вознесения у Никитских Ворот, Никольскую церковь в Котельниках, Покровскую церковь в Красном Селе и Троицкий собор Даниловского монастыря. В Подмосковье, помимо церкви в Пехра-Покровском, Бове построил также Михайловский храм в усадьбе Архангельское нынешнего Рузского района. Это село не надо путать со знаменитой усадьбой Архангельское в Красногорском районе. Под Рузой находилось имение архитектора. Храм в Архангельском повторяет формы Покровского храма в Балашихе.
Главная архитектурная особенность Покровского храма – форма ротонды основной части. Такие же круглые храмы Бове находятся в его усадьбе Архангельское и в Москве на Большой Ордынке. Круглое пространство символизирует ротонду храма Гроба Господня в Иерусалиме. В центре иерусалимской ротонды стоит часовня-кувуклия. Это пещера, где был погребен, а потом воскрес Иисус Христос. Первую церковь-ротонду на Руси построил еще патриарх Никон в своем Ново-Иерусалимском монастыре.
На территории современной Балашихи есть еще три замечательных храма, которые можно посетить вместе с церковью в Пехра-Покровском. Это Преображенский храм в Пехра-Яковлевском, Архангелский храм в Никольском и Троицкая церковь в Павлино. Четыре старинные церкви Балашихи связаны с известными фамилиями российской истории: Голицыными, Долгоруковыми, Румянцевыми.