Покровская церковь в Кудиново
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyMi80LzM4LzQ1LzE2NDk2Njc1NDE3NzgyMjMzMDYzOC5qcGc.webp)
Старинное село Кудиново находится в Богородском городском округе в нескольких километрах от станции Электроугли. Сохранившийся каменный храм Покрова Пресвятой Богородицы был возведен в 1820-1835 годы при владельце князе Ю.В. Долгорукове, а первая деревянная церковь была воздвигнута здесь за двести лет до этого думным дьяком Федором Лихачевым. Кудиновский священник-долгожитель Еремей Афанасьевич, служивший в Покровской церкви в XVII веке, стал прототипом легендарного героя народных песен «попа Емели». В конце XIX- начале XX века селом владели отпрыски купеческой фамилии Карнеевых – владельцев известного Шаболовского медо-пивоваренного завода в Москве.
Первая деревянная церковь Покрова Пресвятой Богородицы с приделом святителя Николая Чудотворца в селе Кудинове была построена еще в первой половине XVII века. В писцовых книгах 1623-1624 года значилась церковь «на погосте Покровском, на речке Шероходке». Устроителем первого храма был думный дьяк Федор Терентьевич Лихачев (в иночестве – Филарет), вотчина которого «деревня Новая, Анкундинова тож» находилась рядом. Здесь же была вотчина и его брата Богдана Лихачева.
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyMi80LzZhL2VjLzY5NTEzMTgxNjQ5NjY3NTAyLmpwZw.webp)
В 1646 году Кудиново отошло по наследству печатнику Федору Федоровичу Лихачеву, а затем – к его зятю Ивану Семеновичу Прозоровскому. От его сына Петра Ивановича Прозоровского село перешло вновь к зятю – Ивану Алексеевичу Голицыну. В этот период в описаниях Покровской церкви появляется упоминание второго придела – пророка Илии.
В дозорных книгах Патриаршего казенного приказа за 1680 год есть следующие строки: «Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, да в пределе Николая чудотворца деревянная; у церкви во дворе поп Иеремия Афанасьев со причетники». Упоминаемый в этом отрывке кудиновский священник был прототипом легендарного «попа Емели», героя народных песен и исторических романов.
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyMi80LzI5LzhkLzg5NDEwMDUxNjQ5NjY3NTA3LmpwZw.webp)
«Какие разбойники! Правда их держит в руках какой-то приходской священник села Кудинова, отец Еремей: без его благословенья они никого не тронут; а он, дай Бог ему здоровье, стоит на том: режь как хочешь поляков и русских изменников, а православных не тронь». Это отрывок из исторического романа 1829 года Михаила Николаевича Загоскина «Юрий Милославский, или русские в 1612 году». Известный писатель и драматург использовал в своем сочинении образ попа Емели (Еремея) из русских песен, посвященных событиям Смутного времени.
Сюжет песни о попе Емеле, встречающийся в разных вариантах, приблизительно такой: после праздника Покрова торжественным свадебным обозом выехали семь саней. В них сидели атаманы, есаулы, разбойники, воры «Гришка с Маринкой» (Лжедмитрий и Марина Мнишек) и в отдельных санях – поп Емеля. Священник благословил свадьбу и дал наставление разбойникам: «Добро-то берите, а душ не губите». Поп Емеля внешне был больше похож на богатыря, чем на священника –исполинского роста, с огромным крестом на ремне.
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyMi80LzBmLzQ4Lzc3OTM5NDkxNjQ5NjY3NTEyLmpwZw.webp)
Авторитетные исследователи русских апокрифов и фольклора Н.Я. Аристов, М.Н. Сперанский и Л.И. Емельянов были убеждены, что поп Емеля имел реального прототипа, жившего в эпоху Смуты – священника церкви Покрова Богородицы в подмосковном селе Кудинове у Нижегородского тракта. Как мы уже знаем, его звали Иеремия (Еремей) Афанасьевич. Этот священник-богатырь был участником сражений против поляков и мятежников в годы лихолетья и даже, как предполагал Загоскин, стал предводителем народной дружины партизан, которые, несмотря на свирепый нрав, находились в полном послушании у священника.
Еремей Афанасьевич Покровский, согласно преданию, считался беспримерным долгожителем. Он служил священником в кудиновской церкви, начиная с эпохи Бориса Годунова вплоть до начала царствования Петра I, то есть около ста лет! Согласно этой версии, Еремей Афанасьевич скончался ста тридцатилетним старцем, передав церковную должность сыну Никите, по-видимому, также долгожителю. Впоследствии потомки священника-богатыря на протяжении почти трех столетий служили в Покровской церкви села Кудинова и носили фамилию Покровские.
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyMi80L2E2L2M3LzUzNTk2NTIxNjQ5NjY3NTE2LmpwZw.webp)
Вот что писал о необычном подмосковном священнике уже упоминавшийся М.Н. Загоскин: «Священник села Кудинова, отец Еремей, лицо не вымышленное, хотя о нем и не упоминается в летописях времени междуцарствия. Он точно был начальником русских гверилласов (партизан) и замечателен потому уже, что священствовал девяносто семь лет сряду».
Представители духовенства в XVII веке нередко участвовали в народных выступлениях, в том числе на стороне мятежников. Чаще всего это происходило против воли священнослужителей. Например, курский священник Митрофан Иванов был пленен разбойниками и против воли привезен в табор к Степану Разину. Мятежники и разбойники того времени могли быть довольно набожны или суеверны. Они молились, исполняли церковные обряды, несмотря на свой преступный образ жизни. Для этих целей бойцам и атаманам вооруженных банд и требовался священник. Однако история знает и настоящих «попов-разбойников» того времени, которые сознательно выбирали преступный путь. Например, худую славу приобрели замоскворецкий поп Савва, орловский поп Семен.
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyMi80L2Y0LzA1LzQ3OTM3MTQxNjQ5NjY3NTIxLmpwZw.webp)
Незадолго до революции помещицей села Кудинова была Мария Владимировна Карнеева, жена московского литературоведа Александра Дмитриевича Карнеева. Александр Дмитриевич тоже специализировался на изучении фольклора и апокрифов. Он, в частности, опубликовал в 1890 году книгу «Материалы и заметки по литературной истории Физиолога». «Физиолог» – это литературный памятник I-II веков, посвященный описанию и символическому толкованию зверей, птиц, насекомых и минералов. В этой древней книге повадки и вид разных животных соотносятся с христианскими добродетелями.
Его отец Дмитрий Семенович Карнеев был купцом первой гильдии, соучредителем торгового дома «Карнеев, Горшанов и Ко». До основания в 1863 году этого торгового дома Дмитрий Карнеев занимался откупом в Перемышле и Лихвине Калужской губернии, а его компаньон Викентий Горшанов имел пивоваренный завод в Москве в Проточном переулке.
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyMi80Lzc5L2IzLzIxOTc1MzgxNjQ5NjY3NTI2LmpwZw.webp)
С 1863 года Карнеев и Горшанов выкупили землю на Шаболовской улице в Москве и приступили к постройке нового пивоваренного завода. Шаболовский завод первым в Москве стал варить пиво нижнего брожения, то есть тем способом, как варили его в Баварии. Кроме пива, на заводе Карнеева производился забытый теперь традиционный напиток – хмельной мед, поэтому и завод полностью назывался пиво-медоваренным. Впоследствии в 1912 году мед варить на заводе прекратили, а взамен стали изготовлять минеральные, фруктовые и ягодные газированные воды.
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyMi80L2I5L2IyLzM3Mjg5ODQxNjQ5NjY3NTMwLmpwZw.webp)
В 1878 году Дмитрий Семенович Карнеев умер, и дело унаследовали его семеро взрослых детей. В их числе был и уже упоминавшийся апокрифовед и один из последних владельцев подмосковного Кудинова Александр Дмитриевич Карнеев. В 1896 году продукция завода получила право изображения государственного герба. В 1902 году все сыновья и дочери Карнеева вышли из Торгового дома, и попечение о пивоваренном Шаболовском заводе полностью легло на плечи престарелого, но энергичного купца Викентия Горшанова. Его дело продолжил сын Василий Горшанов, при котором в 1914 году отметили пятидесятилетие Торгового дома.
Службы в Покровской церкви села Кудинова прекратились в 1938 году. В помещении церкви разместился склад, а старые иконы и иконостас были уничтожены. В 1989 году церковь была возвращена верующим и отреставрирована. Сегодня, кроме старого Покровского храма, приходу принадлежат крестильная церковь Иоанна Предтечи, устроенная в деревянном доме, и большое кирпичное здание воскресной школы.