Покровская церковь в селе Воскресенки

Антон Саков \ Подмосковье Сегодня

Фото: [Антон Саков \ Подмосковье Сегодня]

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы села Воскресенки городского округа Ступино находится неподалеку от железнодорожной станции Ситенка Павелецкого направления. Сохранившийся кирпичный Покровский храм с Никольским и Ильинским приделами был построен во второй половине XIX столетия. До революции село относилось к Серпуховскому уезду Московской губернии и называлось несколько иначе – Ильинское-Воскресенское.

Церковный историк и священник Николай Скворцов (1861-1917) в работе, посвященной утраченным храмам Серпуховского уезда, упоминал существовавшую до второй половины XVII столетия деревянную Никольскую церковь в Тишково Коневского стана Коломенского уезда. Часть этого села с церковью «Николая Чудотворца на Ситне» в 1578 году, согласно Писцовым книгам, принадлежала Никольскому греческому монастырю в Москве:

«Николы чудотворца Старого, что на Москве: полсела Никольского на речке Ситенке, а на нем церковь Николы Чудотворца, древяна, клецки…»

Тишково существует и сейчас и находится недалеко от станции Ситенка по другую сторону железной дороги от села Воскресенки. Церковь в Тишково после запустения в XVII веке так и не возродилась, и впоследствии село стало деревней, относившейся к приходу Покровской церкви соседнего села Воскресенского.

В середине XVI века князь Иван Андреевич Лапин-Оболенский отдал две свои вотчины Тишково и Воскресенское Троицкому Белопесоцкому монастырю. В Писцовых книгах сказано:

«По государеве цареве и великого князя Ивана Васильевича всея Руси грамоте отмежевано из Коломенского уезду вотчина Живоначальные Троицы Белопесотцого мон. полус. Воскресенского с сельцы и с деренями, данья кн. Ивана Лапина-Оболенского».

Иван Андреевич Лапин последовал примеру своего деда Петра Васильевича Оболенского – владельца соседнего села Старая Ситня. Тот незадолго до кончины в 1510 году тоже отдал Белопесоцкому монастырю «землицы своей ситенской».

Местные землевладельцы князь Петр Васильевич Нагой, его сын Андрей Петрович (по прозвищу Лапа) и внук Иван Андреевич Лапин-Оболенский оставили значимый след в русской истории. Оболенские – разветвленный и многочисленный княжеский род, происходивший от Черниговских князей, в частности от святого князя Михаила Черниговского. Его правнук Константин Юрьевич получил в удел калужский город Оболенск, от названия которого и образовалась эта знатная фамилия.

Боярин и воевода Петр Васильевич Оболенский считается основателем ветви рода Нагоевых-Оболенских (от прозвища Нагой). Петр Васильевич в 1469 году участвовал в неудачном походе на Казань, в 1476-1477 годах был под Новгородом, в 1492-1503 годах находился в посольстве, а затем и в походах в Литву. В 1500 году под начальством князя Даниила Щени он сражался в известной Ведрошской битве, закончившейся победой московского войска над литовским гетманом Острожским. Петр Васильевич скончался в 1510 году.

Его сын Андрей Петрович Лапа при нашествии Магмет-Гирея к Оке в 1521 году был одним из воевод в Тарусе. В 1529 году служил воеводой в Кашире. Позднее находился среди воевод, отправленных с касимовским правителем Шахом-Али в знаменитый поход на Казань. Из-за прозвища Лапа его сына Ивана часто называли также Оболенским-Лапиным или просто Лапиным.

Владелец села Воскресенское на речке Ситне Иван Андреевич Лапин вошел во многие книги и статьи, посвященные периоду феодализма и проблемам местного самоуправления на Руси, благодаря показательному происшествию, которое случилось в 1535 году на землях тогдашнего Каширского уезда (а ныне эта территория относится к Ступино).

В одной из грамот начала XVI века сохранилось подробное описание необычного нападения на монастырский двор местного землевладельца князя Ивана Лапина с вооруженным отрядом. Нападавшие угнали монастырских коней, ограбили казну и убили одного из монастырских слуг. На крики о помощи сбежались крестьяне и великокняжский псарь. Завязалась погоня и монастырским людям удалось захватить одного человека из дружины Ивана Лапина – некоего Карпика. Крестьяне пожаловались приставу, собрали свидетелей, составили конвой и повели этого Карпика на суд в Каширу к московскому наместнику.

Однако князь Лапин не испугался ни огласки, ни вмешательства властей. Собрав вновь свой отряд, совершил второе нападение, желая отбить из рук властей пленного Карпика по дороге. Вот как потерпевшие описывали наместнику эту вторую битву, случившуюся недалеко от Воскресенок: «И как господине, будем проезжать против села Воскресенского <…> Князь Иван нас угонил с своими многими людьми да нас, господине, и пристава и его понятых учали бити и стреляти и саблями сечи».

На этот раз Лапин не смог одолеть монастырских слуг и представителей властей. Он был арестован и отправлен на суд лично к великому князю московскому. Приговор был не слишком суров: за нападение на представителей великокняжеской власти, убийство и разбой его принудили лишь вернуть награбленное и уплатить четыре рубля штрафа «за Ивашкову голову». Эта история стала примером безнаказанности бояр-феодалов в XVI веке. Существовала даже разница в терминологии – подобный случай называли «наездом», а обычный грабеж «разбоем» или «татьбой».

В книге «Потомство Рюрика» Г. А. Власьева (1906) указано, что князь Иван Андреевич Лапин «жил у Троицы на Белых-Песках», то есть в том самом монастыре, на двор которого напал в 1535 году. Детей он не имел, и часть имений, как уже говорилось, отдал в Троицкую обитель на Оке. На Иване Андреевиче род князей Нагоевых-Оболенских пресекся.

В XX веке Покровский храм в Воскресенках продолжал действовать и после революции, однако в 1950-е годы был на несколько лет закрыт. В 1963 году власти все-таки вернули церковь верующим. Настоятелем был назначен известный пастырь Дмитрий Скуцкий, который прежде служил в Гребнево Щелковского района.

Отец Дмитрий родился в селе Ярославка под Киевом. В 1930-х годах и во время войны работал в Москве на авиационном заводе. В 1947 году был рукоположен в священный сан и назначен служить на место скончавшегося отца в одно из сел Кировоградской области. Через пять лет отец Дмитрий вернулся в Москву, чтобы завершить богословское образование. В 1954 году был назначен настоятелем в храмы Смоленской иконы Божией Матери и Николая Чудотворца в подмосковном Гребнево.

Дочь известного богослова Николая Евграфовича Пестова так вспоминала об отце Дмитрие в период его служения в Гребнево:

«Отец Димитрий Скуцкий, наш настоятель, был инженером и прекрасным хозяином, ему было что показать. Он служил в Гребневе около десяти лет и обновил оба церковных здания, отстроил сторожки, сделал ограду. До отца Димитрия везде была гниль и грязь <…> приучил народ ходить ко всенощной и отстаивать со свечкой в руке акафисты святым, которые он очень любил читать <…> Верующий народ плакал. Особенно рыдала толпа, когда, собравшись у ворот, провожала Димитрия Скуцкого».

Решением властей отца Дмитрия перевели в 1963 году из Гребнево в Покровский храм села Воскресенки Ступинского района. Более сорока лет служил батюшка в этом храме, и скончался в 2005 году, не дожив одного года до своего столетия. Священник, которого многие считали праведником, человеком высокой духовной жизни, стремились к нему за советом и благословением, нашел последний приют на погосте у Покровской церкви. В двух километрах от Воскресенок в деревне Колюпаново сохранилась также старинная кирпичная часовня, построенная в память спасения царя Александра III и его семьи при крушении поезда в 1887 году.