Православная церковь с тюркскими корнями
Фото: [Антон Саков / Подмосковье сегодня]
Поселок Черкизово Пушкинского района украшает Покровская церковь, построенная чуть более ста лет назад на средства купца и мецената Дмитрия Петровича Бахрушина. Эта церковь оставалась действующей даже в те годы, когда храмы массово закрывались, переоборудовались в склады и разрушались. Более того, в 1953 году была сооружена красивая кирпичная церковная ограда. В истории храма и местности, где он стоит, обнаруживаются неожиданные связи с татарской знатью, перешедшей в православие в давние годы.
История взаимоотношений славян и тюркских народов насчитывает многие века. Это была история войн и противостояний, но в то же время политических союзов, культурного обмена и выгодной торговли. Неудивительно, что в русской топонимии запечатлелось немало названий татарского происхождения. Например, в центре Москвы остались напоминанием об этом улицы Балчуг, Басманная, Большая и Малая Ордынка, а также некоторые другие. В Московской области, в свою очередь, есть целый ряд сел и деревень с тюркским звучанием: Мансурово, Кобяково, Шахматово, Киясово, Сайгатово, Узуново и так далее. Особенно много подобных названий осталось в южной части региона, который географически был ближе к дорогам, ведущим в Орду и восточные ханства. На гербе города Кашира, например, по сей день изображен татарский дракон «зилант» в память об Абдул- Латифе – союзнике великого князя Василия IIIи бывшем казанским хане, который в XVIвеке стал в этом городе наместником.
Поселок Черкизово в Пушкинском районе находится совсем в другой части Подмосковья, тем не менее, его название происходит от имени другого известного восточного союзника московских правителей, жившего на два столетия раньше Абдул-Латифа. Стоит отметить, что в Москве и области есть сразу пять топонимов с таким же именем. Помимо поселка Черкизово Пушкинского района на карте значатся два района в Москве, а также деревня в Химкинском районе и село в Коломенском городском округе. Все эти поселения исследователи обычно связывают с именем перешедшего на сторону Москвы царевича Большой Орды Серкиза, который переехал на Русь еще во времена княжения Дмитрия Ивановича Донского. Серкиз принял православие и получил во владение несколько подмосковных сел. Интересно, что его сын Андрей Серкизович сражался в 1380 году на Куликовском поле на стороне Дмитрия Донского, где руководил подчинявшейся московскому князю татарской конницей.
Покровский храм в Черкизово был воздвигнут в начале XXвека, но в его чертах архитектор Владимир Павлович Десятов использовал приемы более раннего допетровского московского зодчества. Купола голубого цвета, как правило, указывают на то, что храм посвящен Пресвятой Богородице. Согласно церковному обычаю голубой цвет – цвет Марии, поэтому на праздничные богослужения Успения, Рождества Богородицы, Введения или Покрова, священники надевают ризы голубого цвета, а интерьер храма украшается тканями этого тона. Это правило соблюдается и в Черкизово, ведь престольный праздник отмечается здесь 14 октября в день Покрова Пресвятой Богородицы.
Покров – это один из самых почитаемых в русском православии праздников, о чем говорит большое число покровских церквей на Руси. Пожалуй, самый известный Покровский храм стоит на Красной Площади в Москве, хотя чаще его называют собором Василия Блаженного. Главный престол этого храма был устроен в честь Покрова Пресвятой Богородицы, потому что именно на этот день церковного календаря выпало важное политическое событие, ставшее одной из ключевых вех в отношениях между русскими и татарами – в 1552 году царь Иван Грозный взял Казань, присоединив затем Казанское ханство к Русскому государству. Кстати, и другие престолы в знаменитом соборе имели посвящения в честь святых, на дни памяти которых выпадали сражения при взятии казанской крепости. Например, один из приделов носит имя святителя Григория Армянского, память которого отмечается накануне Покрова.
Таким образом, храм в селе Черкизово, история которого восходит к принявшему православие татарскому царевичу Серкизу, был посвящен празднику Покрова, совпавшему, в свою очередь, с покорением Казани в XVIвеке. Случайно ли, что главным меценатом, профинансировавшим строительство этого храма в 1903 году, стал Дмитрий Петрович Бахрушин, чья фамилия также восходила к знатному тюркскому роду? Известно, что Касимовское ханство, располагавшееся когда-то в Мещерском крае, в XVI столетии выступало союзником Ивана Грозного в соперничестве с Казанью, а его воины также участвовали в Казанском походе московского царя.
Именно знатные касимовские татары стали предками династии фабрикантов, купцов и меценатов Бахрушиных. Бахрушины с конца XVIвека жили в городе Зарайске, а в XIX веке обосновались в Москве. Самый известный представитель этой фамилии Алексей Александрович Бахрушин был двоюродным братом благотворителя подмосковной церкви в Черкизово. Он прославился своим увлечением собирать театральную старину и стал создателем знаменитого музея, который и сегодня существует в стенах его бывшей усадьбы в Москве недалеко от метро Павелецкая. Интересно, что московская усадьба коллекционера поместилась также по соседству с Татарской улицей, на которой расположена историческая мечеть.