Пушкинская церковь, переехавшая за три версты
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAxOC8xMi9kMi83MS8xNTQ1NjQ1MDIwNjgzOTAxOTQ5ODguanBn.webp)
Фото: [Антон Саков / Подмосковье сегодня]
История появления Сретенской церкви в Новой Деревне в Пушкино необычна: ее собрали в 1922 году уже после начала гонений на веру, и весь советский период храм оставался действующим. Первые полвека своей истории храм стоял у железнодорожного вокзала Пушкино, а в годы гражданской войны переехал на новое место, где стоит до сих пор. Церковь связана с именами архиепископа Амвросия Ключарева, священномученика Алексия Введенского и протоиерея Александра Меня.
Новая Деревня стоит на Старом Ярославском шоссе – бывшей Троицкой богомольной дороге, благодаря чему описание этого селения можно найти в двух книгах XIXвека: «Путеводителе из Москвы в Троице-Сергиеву лавру» Н.М. Снегирева и «Журнале пешеходцев от Москвы до Ростова, и обратно в Москву» М.Н. Макарова. Первый автор кратко и мимоходом упоминает деревню в главе о Братовщине: «Пропустим деревню Тарасовку на Клязьме и Новую деревню, где деревянные избы заменены каменными домиками…». Второй автор М.Н. Макаров рассказывает о Новой Деревне подробнее.
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAxOC8xMi83Ny9iMy80MTEwOTE2MTU0NTY0NDk5Ni5qcGc.webp)
Этнограф писал, что население Новой деревни сильно отличалось бытом от соседей. Сюда якобы высылали людей из дальних мест, поэтому жильцы деревни, возможно, были потомками «мамистов, мордвы, чувашей, чухны» и прочих народностей. Также Макаров писал о недоброй славе этого отрезка Троицкого пути: «Встарь, как говорят, от Пушкина до Братовщины было жутко для пешеходцев и даже для немногочисленно проезжающих. Дикари Новодеревенские имели худую промышленность». Однако уже во времена Макарова разбой в этих местах ушел в прошлое, и большинство крестьян промышляло мирным делом – поставкой дров в Москву. По свидетельству Макарова в Новой деревне путешественника обступали толпы детей разного возраста и настойчиво просили милостыню. При этом большинство мальчиков и девочек выглядели вполне опрятно – здесь бытовал обычай просить подаяние «на гулянье» и «на пряник».
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAxOC8xMi81ZC8xZi8yNjYzOTAxMTU0NTY0NTAwMC5qcGc.webp)
До революции в Новой деревне не было храма. История Сретенской церкви начинается в трех верстах от селения – у вокзала Пушкино. После строительства Московско-Ярославской железной дороги окрестности станции Пушкино становятся знаменитым дачным местом. Среди дачников были люди разных сословий, в их числе одним из первых стал известный церковный деятель, богослов и проповедник XIXстолетия архиепископ Амвросий Ключарев. До принятия монашеского пострига и епископского сана, будучи настоятелем московского храма Казанской иконы Божией Матери у Калужской заставы, священник приобрел в Пушкино несколько десятин сосновой рощи. Ключарев стал инициатором строительства возле станции летней церкви для дачников, потому что ближайший Никольский храм находился далеко от вокзала и всегда был полон верующими окрестных деревень. В 1874 году построили деревянный храм в честь Боголюбской иконы Божией Матери. Биограф Амвросия Ключарева писал: «Среди глубокого соснового бора, зелени и лугов, в светлом и просторном храме раздавалось слово церковного витии… внушавшего верным пользоваться летним отдыхом и свободою от суеты и шума города для молитвенного настроения души и сосредоточения мыслей и чувств в помышлении о едином на потребу».
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAxOC8xMi9lNi83OC8xMTAwODMwMTU0NTY0NTAwNC5qcGc.webp)
Деревянная Боголюбская церковь не предназначалась для зимних служб, но уже в первый год выяснилось, что работники станции и крестьяне окрестных деревень хотели бы молиться здесь и в холодное время года. По этой причине рядом с Боголюбской церковью в 1875 году построили еще один маленький храм в честь Святого Духа. Меньший по размерам храм было дешевле отапливать зимой.
В начале XXвека рядом с деревянной Боголюбской церковью построили новую каменную с тем же посвящением. Окруженная новодельными постройками эта церковь стоит недалеко от вокзала Пушкино и сегодня. Деревянный зимний храм Святого Духа в 1922 году разобрали, но не уничтожили, а перевезли в Новую Деревню. Храм переосвятили в честь Сретения Господня – так началась его история на новом месте.
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAxOC8xMi82OC9iMC8xMjQ4MjQ4MTU0NTY0NTAwOC5qcGc.webp)
На территории Сретенского храма есть три важных памятника. Слева у входа паломника встречает скульптурное изображение преподобного Сергия Радонежского, напоминающее о старом богомольном пути в Троицкую лавру. За алтарем с левой стороны стоит резной белокаменные крест над могилой известного богослова и проповедника XXвека отца Александра Меня, который служил в этом храме последние двадцать лет жизни. К слову, Сретенский приход один из двух в Подмосковье, где особо чтут память отца Александра. Второй такой храм находится в поселке Семхоз в Сергиевом Посаде. Он построен на месте гибели священника. Наконец, третий памятный знак – это мраморный крест с ликом прославленного в 2003 году новомученика протоиерея Алексия Введенского.
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAxOC8xMi81Mi8yYy84OTg3ODc5MTU0NTY0NTAxMy5qcGc.webp)
Храм появился в Новой Деревне в советские годы и не закрывался, но его священнослужители не избежали преследований в годы гонений. Отец Алексий Введенский был назначен настоятелем в Сретенскую церковь в 1930-м году, в самое страшное для православной церкви десятилетие XXвека. Вместе с супругой и сыном священник жил в небольшом доме у церкви, а в свободное от службы время по настоянию сельского совета работал на пилке леса. В 1937 году отца Алексия арестовали по обвинению в антисоветской агитации и приговорили к десяти годам трудовых лагерей. Ровно восемьдесят лет назад 23 декабря 1938 года священномученик скончался на строительстве Самарской теплоэлектроцентрали. Отец Алексий Введенский был погребен в безвестной могиле, а памятный крест у Сретенского храма – дань памяти прихожан.
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAxOC8xMi9lZi9hOC84OTI4NjgyMTU0NTY0NTAxOC5qcGc.webp)