Саввинский скит и его храмоздатель
Фото: [Антон Саков / Подмосковье сегодня]
Скит и святой источник преподобного Саввы Звенигородского находятся в километре к северо-западу от Саввино-Сторожевского монастыря. Здесь основатель обители выкопал пещеру, где уединялся для молитвы. Скит и храм над местом лесного уединения преподобного Саввы был построен во второй половине XIX века на средства известного в Звенигородском уезде и за его пределами благотворителя Павла Григорьевича Цурикова – владельца Ивановской суконной фабрики на реке Истре.
Педагог и автор путевых заметок княжна Елена Сергеевна Горчакова описала свои впечатления от Саввинского скита в очерке 1886 года: «Место, выбранное строителем, до того красиво и уединенно, что этих причин было бы достаточно для устройства отшельнических келий в этом диком ущелье, но им руководило еще другое нравственное побуждение. Здесь в овраге, с давних времен существует пещерка, в которой, по преданию, преподобный Савва часто проводил целые дни в молитве и безмолвии». Внутри пещеры, по словам путешественницы, лежали два больших диких камня, и был помещен образ преподобного Саввы, перед которым служились молебны. В частности, 17 июля по старому стилю в память о перенесении мощей в 1847 году в соборный храм под новую сень совершался крестный ход из Сторожевской обители в скит, где у пещеры Саввы служили молебен и читали акафист. В те годы каждый паломник, приехавший в Саввино-Сторожевский монастырь, считал долгом спуститься к пещере основателя монастыря. Живописная дорога от монастыря к скиту была излюбленным маршрутом для богомольцев и жителей звенигородской округи.
Хотя место пещеры преподобного Саввы Сторожевского было известно монастырской братии, скит с двумя небольшими церквями, кирпичной оградой, братским корпусом и кельями появился лишь в 1860-е годы. Главным инициатором возведения пустыни стал богатый звенигородский фабрикант Павел Григорьевич Цуриков. Еще в 1857 году Цуриков оплатил золочение главы древнего Богородице-Рождественского собора в Саввино-Сторожевском монастыре, а спустя пять лет взялся за строительство зданий скита.
Изначально благотворитель желал возвести над пещерой преподобного Саввы только небольшую часовню для чтения псалтыри в память о своем покойном отце. Позже здесь был построен храм и одноэтажный каменный корпус, обнесенный оградой с тремя башнями. Пустынь стала расти, появились иноки, желавшие поселиться в пещерном скиту. В 1865 году П.Г. Цуриков расширил скитскую территорию. Были выстроены еще пять деревянных домов на каменном фундаменте и помещение трапезной. Впоследствии расширили и каменную ограду, построили новый двухэтажный братский корпус с домовой церковью Николая Чудотворца.
Кем же был ктитор Саввинского скита П.Г. Цуриков? В XIXвеке он считался одним из видных благотворителей в Звенигородском уезде и Московской губернии. О забытом подмосковном меценате Павле Григорьевиче Цурикове собрали сведения истринские краеведы С.Носиков и С. Мамаев.
Отец Павла Григорьевича был крестьянином, мастером по установке плотин для мельниц. В 1817 году Григорий Михайлович Цуриков построил мельницу на реке Истре в деревне Ивановской. Сначала на Ивановской мельнице только промывали и валяли сукно, а позже поставили ткацкие станки и стали сами вырабатывать материал.
Случай помог крестьянину стать богатым фабрикантом. По легенде, после Отечественной войны 1812 года Григорий Цуриков нашел у себя в огороде оставленную французами бочку с драгоценностями, которую те вывезли из Москвы. Часть денег, вырученных от продажи драгоценностей, Цуриков уплатил в казну, а остальное вложил в собственное суконное производство на реке Истре. С 1830-х годов Григорий стал приобщать к фабричному делу сына Павла, при котором суконное предприятие в Ивановском достигнет расцвета. Павел Григорьевич Цуриков был поборником трезвости: он смог устранить кабаки во всех деревнях и селах в радиусе восьми километров от Ивановской фабрики. Ежегодно фабрикант компенсировал кабатчикам этих селений сумму, которую те могли бы получать от содержания питейных заведений.
Строительство скита Саввино-Сторожевского монастыря – главное дело церковного мецената Цурикова, однако на его деньги строились и содержались многие другие церкви и обители в Московской губернии и, прежде всего, в Звенигородском уезде. Цуриков покровительствовал Аносинскому Борисоглебскому монастырю, который располагался недалеко от Ивановской фабрики. Еще покойный отец фабриканта имел обычай на праздник Благовещения отправлять в Аносинскую обитель целый обоз с продуктами. Павел Григорьевич на свои средства выстроил Успенский храм в Ивановском, внес большие деньги на ремонт и реконструкцию в 1870-х годах Ново-Иерусалимского Воскресенского монастыря, был ктитором и благотворителем, по меньшей мере, еще десяти приходских храмов в Московской губернии. Незадолго до кончины знаменитого московского митрополита Филарета Дроздова на средства Павла Цурикова был заложен придел Филарета Милостивого в старинной Свято-Духовской церкви в Троице-Сергиевой лавре. Именно в этом приделе-усыпальнице был погребен московский святитель Филарет.
В 1930-е годы Успенский храм при Ивановской суконной фабрике был разрушен, а склеп Павла Григорьевича – разорен и уничтожен. К счастью, уцелела могила с надгробием его супруги – Анны Сергеевны Цуриковой. Она находится на территории Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря, которому много благодетельствовали владельцы Ивановской фабрики. Могильный камень Анны Сергеевны украшает мозаичное изображение Божией Матери, выполненное по эскизу художника Виктора Михайловича Васнецова. Это надгробие сразу бросается в глаза паломнику при входе на территорию Ново-Иерусалимской обители.