Сербский князь в Яхроме
Фото: [Антон Саков / Подмосковье сегодня]
В Троицкой церкви города Яхрома Дмитровского района особое место занимает икона сербского полководца и монаха Симеона Мироточивого. Симеон широко почитается в Сербии, а также в афонском монастыре Хиландар, в котором святой скончался в 1200 году. В этой древней афонской обители паломникам показывают виноградную лозу, выросшую много столетий назад из пустой гробницы Симеона. Лоза, приносящая плоды каждый год, как полагают монахи, имеет целебную силу. В Троицкой церкви Яхромы к Симеону Мироточивому часто обращаются за помощью бездетные супруги.
Д.И. Протопопов в сборнике житий святых, «чтимых греческой церковью, южнославянских, грузинских и местно чтимых в России», писал следующее: «История сербского народа остается малоизвестной за первые века его существования. Сам сербский народ доселе помнит свою историю только со времени Стефана Немани. Это был великий муж и вместе высокий христианин». Стефан Неманя – мирское имя святого Симеона Мироточивого, которое он носил до своего пострижения в монашество.
Стефан Неманя в середине XII столетия стал правителем Рашского княжества – одного из первых государственных образований, на основе которого потом возникла Сербия. К концу века, благодаря политике Стефана-Симеона, к Рашке были присоединены и многие другие области, где проживали сербы, а расширившее свои границы княжество получило автономию от господствовавшей в те времена на Балканском полуострове Византии. За эти заслуги князя Стефана в южнославянских летописях стали называть «собирателем Сербской земли».
Помимо государственной политики, Стефан уделял пристальное внимание церковным проблемам. С 1062 года часть сербских земель находилась под церковным управлением римского папы. Примерно в эти же годы произошел раскол между восточной и западной церквями, который со временем только усугублялся. Стефан Неманя способствовал переориентации сербов от римской церковной власти на греческий восток, благодаря чему эта страна осталась православной.
На иконе, которая установлена в левом крыле огромного Троицкого собора города Яхрома, мы, однако, не увидим князя, политика или полководца. Сербский святой облачен в темное монашеское одеяние, а его голову покрывает иноческий куколь. Старец с покладистой бородой держит в руках свиток с надписью на сербском языке. Фраза в переводе на русский означает следующее: «Дети возлюбленные, прославьте Господа вместе со мной». Симеон Мироточивый с христианской точки зрения – это не полководец и политик, а, прежде всего, отшельник, проведший остаток своей жизни в монастыре. Судьба Симеона неотделима от судьбы его младшего сына Саввы – одного из самых почитаемых в Сербии святых. Именно из жития Саввы Сербского мы многое узнаем о жизни его отца Стефана-Симеона.
Растко Неманич – будущий инок Савва – с юношества стремился к аскетической жизни. Однажды двор сербского князя Стефана посетил русский монах с греческой горы Афон, которая уже в те времена была известна своими монастырями. Во время охоты на оленей Растко решил тайно сбежать от отца вместе с русским иноком. За исчезнувшим княжеским сыном были отправлены преследователи на Афон, так как Стефан, зная характер сына, догадывался, что тот скрывался в монастыре.
Слуги Стефана нашли княжича в одной из афонских обителей. Растко, однако, не захотел возвращаться в Сербию и прибег к хитрости. Он попросил досыта накормить посланников, а потом пригласил их на долгое монастырское богослужение. Не имея привычки к продолжительной службе и устав с дороги, послы пришли в церковь, сели на лавки и заснули. Пока гости спали, Растко дал монашеские обеты а, когда слуги отца проснулись, он уже был не княжеский сын Растко, а монах Савва.
Савва остался на Афоне, но Стефан не оставлял надежды на возвращение сына и в письмах просил его навестить родителей. В ответ на одно из писем отца Савва написал следующее: «Оставь земное царство и богатство, иди ко мне и поселись со мной в пустыне. Здесь, избавившись от всех мирских забот, постом и молитвой ясно уразумеешь Бога. Если же не примешь моего совета, то не надейся более увидеть меня в сей жизни». Письмо сына сильно подействовало на Стефана, и он объявил вельможам и народу о желании оставить престол и принять монашество. Он постригся в Сербии с именем Симеон, а через два года отправился к Савве на Афон.
На святой горе отец и сын жили вместе в одной монашеской келии. Они возобновили знаменитый сегодня монастырь Хиландар. Именно в этой обители скончался бывший князь Стефан. Через год после его смерти, Савва обнаружил, что из мраморной гробницы отца доносится благоухание. Открыв гроб, сын увидел, что он наполнен благовонным маслом – миром. Это чудо засвидетельствовали многочисленные монахи и богомольцы. Некоторые из них мазали этим маслом больные части тела и получали исцеление. С тех пор святого Симеона стали называть «Мироточивым».
Перед смертью Симеон завещал сыну перевезти его прах в Сербию. Савва исполнил волю отца, когда на его родине началась междоусобица. Приезд Саввы с мощами Симеона Мироточивого стал причиной примирения враждующий сербских князей, а из гробницы святого вновь стало течь целебное миро. В то же время в оставшейся пустой гробнице святого Симеона Мироточивого на горе Афон выросла виноградная лоза, плоды которой монахи стали считать целебными. Есть множество свидетельств, что у бездетных супругов, которые ели виноград с этой лозы, рождались дети. В частности, как указано на сайте Троицкой церкви в Яхроме, подобное чудо произошло с одной такой парой из России. После того, как благодаря чудесной лозе Симеона Мироточивого у них родился ребенок, супруги подарила икону сербского угодника подмосковной церкви.
Икона стала украшением величественного храма, построенного в конце XIXвека на деньги Ивана Артемьевича Лямина – владельца знаменитой Покровской мануфактуры. Этот промышленник и меценат потратил значительную часть своих капиталов на строительство собора. Также Лямин финансировал возведение больницы, казарм для проживания рабочих и школы. Сам Иван Артемьевич был на протяжении тридцати пяти лет старостой и жертвователем московской церкви Благовещения на Ордынке, известной больше под именем «Николы в Пыжах».
Рабочий поселок при богатой Покровской фабрике на реке Яхрома уже в советские годы преобразовался в город. Размеры собора и его колокольни поражают, а особенно живописно и величественно церковь смотрится благодаря своему удачному расположению на высоком холме. К сожалению, замечательное архитектурное украшение Дмитровского района все еще требует основательных ремонтных и реставрационных работ.