Скорбященская церковь в Лосино-Петровском

Эксклюзив
Истории святынь Подмосковья
Антон Саков \ Подмосковье Сегодня

Фото: [Антон Саков \ Подмосковье Сегодня]

Церковь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в стиле ампир и остатки пейзажного парка – это все, что напоминает о бывшей усадьбе Никольское-Тимонино, стоявшей в живописном месте впадения реки Звероножки в Клязьму. Каменная Скорбященская церковь была построена в 1819 году на средства помещицы Дарьи Валуевой в память о победе русского воинства над Наполеоном. До 1930-х годов в Тимонино стояла также деревянная церковь Николая Чудотворца, основанная еще в XVIIстолетии. История села, вошедшего позднее в черту города Лосино-Петровский, была связана с великим именами русской культуры: актера М. С. Щепкина и поэта М. Ю. Лермонтова.

Деревня Тимонино на реке Клязьме упоминалась в первой четверти XVIIвека как поместье братьев князей Ивана и Михаила Федоровичей Волконских. В 1629-1671 годах деревней владел князь Андрей Михайлович Волконский, после которого Тимонино и соседние Новинки перешли его сыну Михаилу Андреевичу. Первая деревянная церковь Николая Чудотворца в селе Тимонино была построена Михаилом Андреевичем Волконским в 1689 году. С этого времени село стало именоваться Никольским-Тимонино или просто Никольским.

Фото церквей в Тимонино начала XXвека. Источник: Театральный музей им. Бахрушина.

Никольский храм в переделанном виде сохранялся вплоть до первой половины XXвека. Деревянная церковь была прямоугольной в плане и с пятигранной алтарной частью. Северная и южная стены церкви в 1824 году были увенчаны фронтонами в стиле ампир с полукруглыми окнами. Тогда же храм был расширен с трех сторон трапезной, а барабан с куполом покрыт железом, на котором были нарисованы ложные окна. К сожалению, старый деревянный храм и отдельно стоящая двухъярусная колокольня были разобраны в 1930-е годы.

Сохранившаяся до настоящего времени ампирная каменная Скорбященская церковь была построена на средства Дарьи Александровны Валуевой спустя несколько лет после победного завершения войны 1812 года. Сын помещицы Петр Валуев погиб в Бородинском сражении, и, возможно, второй храм в Тимонино задумывался как памятник сыну и всем погибшим защитникам Отечества. Скорбященская церковь была построена из кирпича с использованием деталей из белого камня. Этот памятник стиля ампир отличает ясность архитектурных форм и простота декора.

Дарья Александровна Валуева была родной сестрой действительного тайного советника Родиона Александровича Кошелева – влиятельного придворного сановника, который стоял у истоков Российского библейского общества и, одновременно, слыл человеком, который увлек императора Александра Iзападным мистицизмом. Портрет тимонинской храмоздательницы Дарьи Александровны Валуевой представлен в издании великого князя Николая Михайловича «Русские портреты XVIII-XIXстолетий».

Еще в середине XVIIIвека имение Никольское-Тимонино поделили на две части. С 1818 года владелицей второй части усадьбы, простиравшейся от приходских церквей до границы владений Казенной Лосиной фабрики, стала Екатерина Ивановна Иванова (урожденная Кошелева) – родственница Д. А. Валуевой. Ее первый супруг Федор Федорович Иванов был когда-то достаточно известным русским драматическим писателем. Он был автором популярных пьес «Семейство Старичковых» и «Марфы Посадницы». Иванов устраивал в своем московском доме литературные вечера, на которых бывали В. Л. Пушкин (дядя великого поэта), князь И. М. Долгорукий, П. А. Вяземский, К. Н. Батюшков и другие поэты и писатели того времени.

Портрет Дарьи Александровны Валуевой

Но самая яркая литературная история связана с дочерью Федора Федоровича Иванова – Натальей. Советский литературовед Ираклий Андроников писал, что чувства к Наталье Федоровне Ивановой вдохновили М. Ю. Лермонтова на создание цикла стихов, имевших общее посвящение-маркировку «Н.Ф.И». Также дочь тимонинского помещика стала прототипом главной героини драмы «Странный человек».

Другой исследователь творчества Лермонтова Яков Махлевич позднее доказал, что общение Лермонтова и Натальи Ивановой происходило в подмосковном имении ее матери селе Никольском-Тимонино. Более того, реальная топография Тимонино на Клязьме стала прототипом пейзажа стихотворения «Видение», вплетенного в текст «Странного человека». Одним из документов, который подтверждал долгое пребывание семьи Ивановых в Никольском-Тимонино в 1828-1831 годы, стали ведомости местной церкви, где были записаны в качестве бывших у исповеди и причастия в Великий пост все члены семьи владельцев села, в том числе и Наталья Федоровна.

Махлевич также предполагал, что рисунок Лермонтова «Кавалькада» или «Прогулка верхом» могли быть навеяны впечатлением от посещения Тимонина. Рисунок находился в тетради поэта 1832-1834 годов. На нем изображены мужчина и женщины, едущие верхом на лошадях и слева от них – домик на пригорке. По мнению литературоведа, этот пригорок легко узнавался в рельефе побережья Клязьмы в Тимонино.

С 1851 года часть имения, в которой находились две церкви, и которым владели когда-то Валуевы, выкупил Николай Михайлович Щепкин – сын знаменитого артиста театра Михаила Семеновича Щепкина. В письме 1857 года, адресованном Тарасу Шевченко, Щепкин приглашал друга в Никольское-Тимонино: «Ежели тебе очень хочется увидеть мою старую фигуру, то можно приехать: у сына под Москвой есть дача, в 40 верстах, Никольское, не доезжая Москвы за две станции, Богородского уезда, версты три от дороги по Владимирскому тракту, – то ежели не раздумал, все-таки прежде извести аккуратно, когда выедешь, потому что нужно приготовить комнату для житья».

Сын великого актера Николай Михайлович Щепкин и сам был личностью незаурядной. В начале 1860 годов Щепкин стал гласным Московской городской думы, занимая эту должность до самой смерти. Кроме этого Николай Михайлович был гласным Московского губернского земского собрания, мировым судьей, директором Московского кредитного общества.

Наиболее известен Николай Щепкин стал благодаря своей издательской и просветительской деятельности. Большое влияние на выбор жизненного призвания оказали его друзья – писатель Н. В. Станкевич и историк Тимофей Грановский. Через них Щепкин познакомился с миллионером и библиофилом К. Т. Солдатенковым. Вместе с последним Щепкин создал товарищество и типографию, где печатал поэтические сборники Кольцова, Огарева, Полежаева, драмы Шекспира в переводе Кетчера, сборники русских сказок и легенд А. Афанасьева, двенадцать томов сочинений Белинского, записки своего отца М. С. Щепкина и многое другое.

В советские годы богослужения в Скорбященской церкви села Тимонино продолжались до начала 1960-х годов. Затем храм был закрыт, и в нем размещались склад, спортзал, помещение для домашей скотины. С конца 1990-х годов начался процесс возрождения храма. Приходскими святынями сегодня являются чтимая икона «Всех Скорбящих Радость», образ Иоанна Предтечи, частицы мощей преподобного Нила Столбенского, священномученика Мелетия Рязанского, Серафима Саровского и великой княгини Елизаветы Федоровны.