Собор в Орехово-Зуево: среди староверов и фабрик
Фото: [Антон Саков / Подмосковье сегодня]
Главный храм Орехово-Зуевского благочиния – собор Рождества Богородицы – стоит в историческом селе Зуево на левом берегу реки Клязьмы. Храм был построен в конце XIXстолетия, когда население соседних сел Орехово, Зуево и Никольского быстро росло благодаря развитию фабричного производства. С самого начала храм строился как просветительский и миссионерский центр в сложной атмосфере духовного и социального раскола среди жителей этого края.
Картина религиозной жизни Орехово-Зуево отражала сложную историю формирования города. К 1917 году в фабричном поселении было сразу четыре церкви, которые имели одинаковое посвящение Рождеству Богородицы. Этому странному для любого другого подмосковного города совпадению имеется объяснение. Город Орехово-Зуево объединил в себе два села и фабричное место Никольское. Кроме того, в Орехово-Зуево было два крупных предприятия: «Товарищество мануфактур Викула Морозова с сыновьями в местечке Никольском» и «Товарищество Никольской мануфактуры Саввы Морозова сын и Ко», которые являлись отдельными экономическими, социальными и культурными центрами. Вот почему в фабричном городе было по две школы, две больницы, два кладбища, две богадельни и даже два кинотеатра. Православных церквей тоже полагалось две, не считая молелен и церквей для проживавших в этих краях старообрядцев.
Река Клязьма стала естественной границей, разделившей села Зуево и Никольское, с одной стороны, и Орехово, с другой. До революции Зуево относилось к Богородскому уезду Московской губернии, а Орехово и Никольское – к Покровскому уезду Владимирской губернии. Таким образом, в церковном отношении соседние села Орехово и Зуево принадлежали к разным епархиям. Жители селений, фактически образующих единый фабричный город, но формально разных епархий и губерний, не могли относиться к одному приходу, поэтому на берегах Клязьмы появилось два православных Богородице-Рождественских храма. Зуевский храм сохранился, а Ореховская церковь была разрушена в советское время. Она стояла недалеко от вокзала, где сейчас воздвигнут новый храм Новомучеников и исповедников Орехово-Зуевских.
Еще две церкви Рождества Богородицы появились по причине религиозной разнородности жителей этой местности. Орехово-Зуево находилось на пересечении не только двух губерний, но и двух подмосковных раскольничьих областей: поповской Гуслицы и беспоповской Патриаршины. Староверы этих двух направлений не могли молиться вместе, поэтому каждое согласие построило для себя свои Богородице-Рождественские храмы. Кстати, по-разному веровали и владельцы двух «градообразующих» предприятий: Викула Елисеевич Морозов был беспоповцем Поморского согласия, а его двоюродный брат Савва Тимофеевич Морозов принадлежал к поповскому Белокриницкому согласию. Сегодня поморский молитвенный дом Рождества Богородицы в Зуево, который находится всего в восьмистах метрах от одноименного православного храма, используют обе общины староверов, хотя и молятся в нем отдельно друг от друга.
В отчетах «Московского братства святителя Петра» за 1897 год сохранились сведения о миссионерской работе среди раскольников в Богородице-Рождественской Зуевской церкви. Местный священник С.Орлов читал публичные лекции, на средства прихожан устроил противораскольническую библиотеку и церковно-приходскую школу. Однако этих усилий было недостаточно. Еще до знаменитого указа «Об укреплении начал веротерпимости» 1905 года в Орехово-Зуево действовали пять благоустроенных староверческих молелен и три школы для детей. Орлов писал: «При посещении одной из них я заметил картины, которые по своему содержанию могут производить в детском впечатлении отвращение от православной церкви. Одна из них, например, изображает православного священника, совершающего проскомидию на пяти просфорах, окруженного демонами, а другая, висящая рядом, изображает старообрядческого священника, совершающего проскомидию на семи просфорах, и окруженного райскими птицами».
Православный собор Рождества Богородицы строился в 1872-1890-х годах в период стремительного роста фабричного населения Орехово-Зуево. Помимо раскола населения на несколько староверческих толков, существовало разделение в социальном отношении: революционные агитаторы, увлекали за собой рабочих не хуже религиозных проповедников. В 1885 году здесь произошла знаменитая Морозовская стачка – одно из первых серьезных выступлений против фабрикантов. Ленин так писал об Орехово-Зуево того времени: «Раскол народа на рабочих и буржуа – самый резкий».
В книге 1930-х годов «Морозовская стачка» противопоставлялись советская и дореволюционная культуры в Орехово-Зуево. Единственными очагами «культуры» при Морозовых якобы были «11 трактиров и 4 церкви». Авторы этой книги приходят к довольно противоречивому выводу: «Церковь и трактир отравляли тело и душу рабочего, понижали силу его сопротивления эксплуатации. Живя в такой обстановке, большинство рабочих проводило праздничные дни в посте и молитве или пьяном разгуле». На самом деле Зуевский храм строился, в том числе в противовес трактирам.
Фабричный быт конца XIXвека ломал традиционные устои жизни, поэтому храм в Зуево призван был стать миссионерским и для того населения, которое не относилось к староверческим толкам. Когда в 1871 году московский купец Иов Васильевич Захаров обращался к церковному начальству с просьбой о постройке храма, он обосновывал его необходимость двумя вещами. Во-первых, храм стал бы просветительским центром, противостоящим расколу: «С построением церкви намерены устроить образцовое училище, дабы не приглашать для обучения детей своих странствующих престарелых дев и вдовиц, которые с детства поселяют в них ложные понятия относительно истин веры и обрядов». Вторая причина, может быть, более важная, касалась искушений фабричного быта: «В праздничные и воскресные дни по неудобности хождения к службе в приходской деревянный храм фабричный народ остается без службы церковной, и волею и неволею влекутся в питейные и трактирные заведения…в многолюдном селении народ остается без церкви и пастыря и предается пьянству, бесчинным кличам».