Спасский храм в Солнечногорске
Фото: [Антон Саков / Подмосковье Сегодня]
В советские годы в городе Солнечногорске оставались действующими два храма: Никольский на улице Тельнова и Спасский на окраине города в микрорайоне ЦМИС. Этот храм был построен в 1759 году владельцем села Спасское-Телешово Петром Ивановичем Лопухиным, а впоследствии был расширен при новых владельцах князьях Львовых. В храме почитаются две чудотворные иконы Божией Матери – Боголюбская и Смоленская.
Княжеские надгробия
История Спасского храма в бывшем селе Спасское-Телешово тесно связана с родом князей Львовых, владевших этими землями с 1807 по 1917 годы. У храма сохранился старый некрополь с надгробиями членов княжеской семьи: Владимира Владимировича Львова, его супруги Софьи Алексеевны в девичестве Перовской, их сына Владимира и дочери Анны.
Князь Владимир Владимирович Львов – забытый писатель XIX столетия, просветитель низших слоев общества, издатель детской и народной литературы. Много лет владелец Спасского-Телешово был директором Земледельческой школы, служил в канцелярии московского губернатора, организовал в 1854 году первую сельскохозяйственную выставку в Москве. До революции были особенно известны его детские повести «Серый армяк», «Сережа найденыш», а также книга для народного чтения «Дядя Наум». Один из первых сборников детских рассказов В.В. Львова назывался «Красное яичко для детей». Помимо детской литературы князь занимался изданием доступных книг для крестьян, создал в окрестностях своего имения три «грамотные избы» (школы), строил народные больницы, изучал гомеопатию, пытался устроить типографию и издавать собственный журнал. Как писал в очерке о Василии Васильевиче И.Ю. Соснер, князь считал, что в основе воспитания должны лежать религиозность и патриотизм.
После отставки с военной службы князь Владимир Владимирович Львов поселился в подмосковном имении Спасском вблизи станции Подсолнечная Николаевской железной дороги. На его средства был переделан и расширен Спасский храм, построенный прежними владельцами Лопухиными – родственниками первой жены царя Петра I.
Князь В.В. Львов женился на Софье Алексеевне Перовской – родной сестре известного писателя Антония Погорельского (Алексея Алексеевича Перовского). Племянники супруги также были известными писателями: Алексей Константинович Толстой и Алексей, Владимир, Александр Жемчужниковы, писавшие под литературной маской-псевдонимом Козьма Прутков.
Владимир Владимирович Львов был хорошо знаком с Л.Н. Толстым и И.С. Тургеневым. Во время службы цензором Львов пропустил в печать «Записки охотника» Тургенева, и за это был уволен со службы Московского цензурного комитета. Граф Лев Николаевич Толстой бывал в имении Спасское-Телешово, безуспешно ухаживал за дочерью князя Александрой и даже делал ей предложение.
С восточной стороны Спасского храма установлен крест над могилой другой дочери князя Анны Владимировны Львовой. Вот что писал о ней в мемуарах родственник и бывший глава Временного правительства князь Георгий Евгеньевич Львов: «Она была очень религиозна, мечтала в Спасском устроить женский монастырь, много хлопотала об этом и изучала монашеские общежития. С этой ли целью или просто на богомолье, поехала она в Тихонову пустынь – один из новых монастырей, который славился своим устройством и порядком». Поездка Анны Владимировны в монастырь в 1888 году оказалась трагической – княжна заболела тифом и скончалась. Родственник Оленин, приехавший в пустынь для выяснения причин гибели Анны Владимировны, посчитал, что ее намеренно не доставили к врачу и «закупали насмерть» в святом источнике. Эту семейную версию смерти набожной княжны, правда, не подкрепленную свидетельствами, приводил в упомянутых мемуарах Г.Е. Львов.
Чудотворные иконы: Боголюбская и Смоленская
На месте села Спасское в советские годы возник микрорайон Солнечногорска ЦМИС, а Центральная машинно-испытательная станция, по которой он получил такое название, расположилась на месте бывшего имения князей Львовых. Церковь, однако, не была разрушена и не закрывалась. В храме сохранились резные иконостасы, старинные иконы, в числе которых чтимый образ Смоленской Божией Матери. Благодаря святыне в 1871 году деревни прихода Спасской церкви были избавлены от эпидемии холеры. В благодарность Божией Матери за спасение от болезни местные жители сделали к иконе серебряную ризу.
В нижнем храме рядом со Смоленским образом находится другая чтимая икона Божией Матери – Боголюбская. Она была явлена сравнительно недавно. В 1991 году настоятелю храма архимандриту Василию (Капалину) одна из прихожанок рассказала о сне, в котором сама Божия Матерь велела найти на колокольне храма ее образ, находившийся в небрежении. Священник осмотрел колокольню и обратил внимание, что одна из ступеней деревянной лестницы отличается по размеру от остальных. Он решил снять доску и на обратной стороне разглядел едва различимые контуры, напоминающие икону. Доску отмыли, расчистили и обнаружили изображение Боголюбской Божией Матери, которое со временем само начало светлеть и проясняться. В верхнем храме хранилась и другая старинная икона Боголюбской Божией Матери, что говорило о давнем почитании этого образа в Спасском.
Среди реликвий храма есть еще несколько интересных икон, которые связаны с именами российских государей. Во-первых, эта икона Спасителя, написанная в начале XVIIIвека и поновленная, как значится в надписи на обороте, в 1783 году. Спаситель на ней имеет почти портретное сходство с императором Петром I. Другая икона с фигурами двух святых изображает святителя Николая и святую Александру – небесных покровителей последнего русского царя Николая IIи царицы Александры Федоровны. Икона была написана в 1903 году «на средства доброхотных жертвователей и служащих станции Подсолнечная» в честь пятидесятилетия открытия Николаевской железной дороги. В верхнем храме Всемилостивого Спаса находится икона в честь благоверного князя Александра Невского. Она была написана в память отмены крепостного права и в честь небесного покровителя царя-освободителя Александра II.