Страстная икона белокаменного села
Фото: [Антон Саков / Подмосковье сегодня]
В церкви Рождества Богородицы села Верхнее Мячково Раменского района хранится редкая икона Божией Матери «Страстная». Благодаря тому, что этому подмосковному храму посчастливилось оставаться действующим после революции на протяжении всего неспокойного XXвека, чудотворный образ остался на своем месте, а традиция его почитания никогда не прерывалась. Так сложилось, что география и геология связали это небольшое село с историей Москвы. Водный путь реки Москвы соединял Мячково со столицей, а образовавшийся здесь миллионы лет назад белый камень использовался для строительства кремлевских соборов. Издавна существует и духовная связь села Верхнее Мячково с Москвой. Из Страстного монастыря, располагавшегося в самом центре города, сюда перешла традиция почитания редкого образа Божией Матери.
Село Верхнее Мячково стоит на высоком берегу реки Москвы – важного в прошлом водного пути, соединявшим столицу с Коломной и другими крупными городами. Выгодное расположение села у водной артерии, по которой шли торговые суда, способствовало достатку его жителей. Однако в Мячково был еще один промысел, обеспечивавший селян работой и деньгами – в районе впадения в Москву реки Пахры находился один из крупнейших в Подмосковье источников строительного белого камня.
Камень ломали и в районах нынешних городов Домодедово и Подольска, а также села Старосьяново. Мячковские же карьеры начали разрабатываться сотни лет назад. Местный белый камень шел, по мнению многих исследователей, на строительство церквей московского кремля, а в XIXвеке использовался для восстановления облика Москвы после пожара 1812 года. Однако в Мячково не только добывалось сырье, местные камнерезы промышляли производством могильных памятников. Не удивительно, что на территории Богородице-Рождественского храма можно увидеть десятки прекрасных резных белокаменных надгробий старого некрополя.
Белый камень как материал для строительства церквей использовался, прежде всего, в домонгольский период, а также в раннем московском зодчестве рубежа XIV-XVвеков. Однако уже во времена Ивана Грозного он начинает уступать место более экономичному и удобному красному кирпичу. Первым знаковым храмом из нового материала, технологию производства которого подсказали приглашенные в Москву итальянцы, стал знаменитый Покровский собор на Красной площади, более известный как храм Василия Блаженного.
С тех пор белый камень, если и использовался в храмостроительстве, то лишь в качестве фундамента или декоративной облицовки кирпичного здания. Тем не менее, на юге Подмосковья белого камня всегда было в избытке, поэтому здесь продолжали появляться белокаменные церкви вплоть до XIXвека, в то время как в Москве и других местах их прекратили строить почти на три столетия раньше. Например, в конце XVIIвека под Подольском в селе Дубровицы была построена белокаменная и уникальная по своему облику Знаменская церковь, а в конце XVIIIстолетия в селе Быково нынешнего Раменского района появился интереснейший белокаменный псевдоготический Владимирский храм.
Церковь Рождества Богородицы в Верхнем Мячкове также является примером поздней белокаменной церкви, основную часть которой возвели в конце XVIIIвека. Внешне, однако, она совсем не похожа на древние белокаменные храмы Звенигорода, Сергиева Посада или Москвы. Церковь в Мячково относится к числу четырех храмов этой части Подмосковья, которые, вполне вероятно, строила одна и та же артель мастеров-каменотесов. Воскресенская церковь в Колычево и Успенская в Шубино Домодедовского городского округа, а также Покровская в Зеленой слободе Раменского района также были выстроены из старомодного на то время материала. Кроме того, все эти храмы имеют узнаваемую отличительную черту: кокошники вверху каждого фасада напоминают морские раковины. Раковины – не очень естественное украшение для нашего климата – привнесли в московское церковное зодчество опять же итальянцы, украсив ими Архангельский собор в Московском кремле.
Страстная икона Божией Матери – самая почитаемая святыня храма Рождества Богородицы в селе Верхнее Мячково. Название «Страстная» (ударение здесь нужно делать на второй слог) для современного уха кажется довольно странным, однако в церковнославянском языке слово «страсть» буквально переводится как страдание. Подобным образом последняя неделя перед Пасхой называется «Страстной», поскольку за богослужениями вспоминают страдания Иисуса Христа. «Страстной» эту икону Божией Матери именуют потому, что слева и справа от Марии и младенца изображены два крылатых ангела, держащие в руках крест, копье и трость, то есть орудия казни и страданий Христа. Копьем, как говорится в Евангелии, ударил в ребра Иисуса римский солдат, чтобы удостовериться в смерти казнимого. Трость напоминает о том, как солдаты давали Иисусу пить уксус, поднимая пропитанную горькой жидкостью губку к его устам на высокой палке.
Первый широко почитаемый Страстной образ Божией Матери происходил из Нижнего Новгорода. Согласно преданию некая женщина по имени Екатерина из села Палиц страдала «помешательством в уме», стала удаляться от людей, бегала по лесам, необитаемым местам и пыталась лишить себя жизни. Однажды она пришла в чувство и взмолилась Богородице, обещая в случае исцеления уйти в монастырь. После молитвы женщина выздоровела, но свой обет не исполнила. Какое-то время спустя Екатерине явилась Божия Матерь и велела, наконец, исполнить обещанное. Однако женщина вновь не решалась пойти путем иночества, и снова серьезно заболела. Она пошла в Нижний Новгород, где отыскав у одного иконописца образ Богородицы, получила полное исцеление.
Селом Палец владел в те годы Борис Михайлович Лыков – супруг тетки первого царя из династии Романовых. Видимо, от родственников царь Михаил Федорович узнал о чудотворной иконе и в 1641 году перевез ее в Москву, где святыня хранилась в специально построенной церкви, расположившейся примерно в версте от Кремля. Через несколько лет его сын царь Алексей Михайлович основал при этой церкви Страстной монастырь. Так почитание Страстного образа пришло на Московскую землю. Подмосковный список Верхнего Мячково появился именно после прославления образа в московском Страстном монастыре.
Сегодня о Страстном монастыре в Москве напоминает только название Страстного бульвара. В советские годы обитель закрыли, а во время реконструкции старой Тверской улицы было принято варварское решение сравнять все церковные постройки с землей. Место, освободившееся после разрушения обители, долгое время пустовало, пока в 1960-х не было построено здание кинотеатра «Россия». С Тверского бульвара на сторону, где стоял монастырь, был переставлен знаменитый памятник Пушкину, из-за чего площадь стала называться Пушкинской. К счастью, саму чтимую икону удалось перенести в другую церковь еще до разрушения монастыря. Сегодня святыня хранится в храме Воскресения Христова в Сокольниках.
Главный престол храма села Верхнее Мячково посвящен Рождеству Пресвятой Богородицы. В XIXвеке храм расширили, пристроив вытянутую трапезную часть, колокольню и два небольших дополнительных придела. Левый придел, где установлен подмосковный вариант Страстной иконы, посвящен ветхозаветному пророку Илие, а правый – почитаемому в народе святому Николаю Чудотворцу. Недалеко от церкви на довольно крутом спуске к реке Москве находится деревянная часовня и святой источник Страстного образа. В советское время, хотя церковь действовала, источник был заброшен и завален тоннами мусора, которые удалось вывезти оттуда трудами церковной общины уже в 1990-е годы. В отличие от большинства подмосковных святых колодцев, источник в Мячково обнесен высоким глухим забором, из-за чего его не так просто найти, а проход к нему может оказаться закрытым на замок.
На другом берегу реки Москвы напротив села Верхнее Мячково находится населенный пункт почти с тем же именем – деревня Нижнее Мячково. Кроме того, в Коломенском районе имеется третье по счету подмосковное Мячково, расположившееся примерно в шестидесяти километрах к югу от двух своих тезок Раменского района. Уже было сказано о духовных и материальных нитях, соединявших село Верхнее Мячково с Москвой. Подобная связь была у Мячково и со стоящей южнее Коломной. Можно вспомнить, что этот древний город на рубеже XIV-XVвеков являлся вторым по богатству в Московском княжестве, а в 1430-е, благодаря междоусобице, стал на некоторое время фактическим центром государства.
Верхнее Мячково связывает с Коломной не только водный путь, но и особое почитание там Страстной иконы Божией Матери. До революции в Коломне имелась Страстная часовня с чтимым образом иконы Богородицы. В советское время часовню снесли, но икону, подобно московскому прообразу, успели перенести в другую церковь, которая никогда не закрывалась. В храме Богоявления на Гончарной улице и сегодня можно увидеть этот необычный вариант Страстного образа. Коломенская Страстная является, по сути, объемной скульптурой, с вырезанными из дерева фигурами Марии и младенца Иисуса. Ангелов с орудиями казни на иконе нет, но расположение рук Богородицы и Спасителя в точности соответствует типу Страстного образа.