Святой купец из Павловского Посада
Фото: [Антон Саков / Подмосковье сегодня]
Главной святыней Покровско-Васильевского монастыря Павловского Посада являются мощи святого Василия Грязнова – местного праведника, жившего в XIX веке. И при жизни, и после смерти его обвиняли в том, что он был сектантом, торговым дельцом и даже разбойником. В статье мы рассмотрим, на чем основывались подобные домыслы недоброжелателей святого Василия.
В 1920 году в Павловском Посаде состоялся суд над Василием Грязновым – жителем города, который умер еще в 1869 году. Среди обвиняемых оказались также несколько человек из числа его последователей и родственников, которых подозревали в «мошеннической инсценировке культа мощей бандита, скопца, купца 1 гильдии Василия Ивановича Грязнова с целью эксплуатации отсталых масс на почве религиозных суеверий». Помимо множества нападок на покойного на суде прозвучали и свидетельства в его защиту. Слова дочери ближайшего друга святого приводит Екатерина Жукова в своей книге о Покровско-Васильевском монастыре: «Мой отец был владельцем фабрик и был женат на сестре Василия Ивановича Грязнова… По преданиям нашей семьи, Василий Грязнов был Божий человек святой жизни. Он старался жить хорошо, чтобы получить царствие небесное. К нему приходили с разных сторон страждущие, больные и получали от него утешение христианским Божьим словом. Его предсказания часто сбывались. Он часто предсказывал конец болезней, какое-нибудь семейное событие. Мы все его считали как за святого человека. Василий Иванович Грязнов никогда не был женат, был очень умный и грамотный человек. В соседних деревнях в него сильно верили и даже посещали его с дальних мест». Однако целью показательного суда был не рассказ о чудесах местного праведника, а его «разоблачение», поэтому родственники и последователи Василия Грязнова были объявлены «врагами трудового народа».
Почитание Василия Грязнова рабочими фабрики и местными жителями вызывало раздражение революционных властей. Покровско-Васильевский монастырь, построенный над могилой праведника, продолжал действовать, несмотря на итоги показательного суда. В 1924 году противниками религиозного почитания Василия пришлось даже снять художественный фильм «Святой старец Василий Грязнов», в котором авторы попытались снова опорочить святого в глазах жителей Павловского Посада. Решение местных властей закрыть храм, тем не менее, не получило одобрения из Москвы, где посчитали преждевременным порождать лишнее недовольство в народе. Храм закрыли только в 1930-е годы.
Обратившись к биографии святого, мы увидим, что обвинения, выдвинутые на суде 1920-го года, звучали и при его жизни. Первое следствие над Василием вели еще царские чиновники и церковные власти. Василий Иванович Грязнов родился в 1816 году в деревне Евсеево недалеко от современного Павловского Посада, который входил тогда в Богородский уезд. Этот край отличался от других мест Московской губернии сложной религиозной обстановкой. Согласно документам того времени значительную часть населения Богородского уезда составляли «раскольники». Так было принято называть старообрядцев – православных, не признавших изменений церковного обряда при патриархе Никоне в семнадцатом веке. В царствование веротерпимой царицы Екатерины II старообрядцы построили свои первые законные храмы у восточных границ Москвы на Рогожском кладбище. В расположенный к Востоку от Москвы Богородский уезд пришли многие старообрядческие семьи и общины. Возможно, многие из них появились в этих краях и раньше, скрываясь от преследования властей в труднопроходимых лесах и болотах этой части Подмосковья. Выходцами из Богородского края были известные старообрядцы-фабриканты Морозовы, Кузнецовы и другие. Многие текстильные и фарфоровые предприятия края находились в их руках.
Вероятно, в характере Василия было что-то привлекательное для старообрядцев. Под его влиянием многие из них уходили из «раскола» в официальную церковь. Он хорошо знал Библию, часто молился, не пил спиртного и щедро помогал бедным. Не будучи ни священником, ни монахом, он наставлял простых людей в вопросах веры. Естественно, что церковным властям такая деятельность поначалу показалась подозрительной, учитывая распространенность в этих краях «раскольников» и разных тайных сект. Поэтому обвинение суда 1920 года в том, что он был «скопцом», то есть сектантом, впервые появилось еще при жизни святого.
Проповедь Василия вызывала у многих влиятельных людей города зависть и недовольство. На святого кем-то был составлен донос, в котором он обвинялся в ереси «фармазонства». Это слово, скорее всего, образованное от «франкмасонства», обозначало любое скрытное и подозрительное сообщество со своим тайным учением. Например, герой Пушкина Евгений Онегин, который жил уединенно в своей деревне и избегал общения с соседями, тоже получил от помещиков прозвище «фармазона». В Богородском уезде действительно существовали в то время общины русских сектантов – хлыстов и им подобных. Бытует мнение, что хлысты еще в царствование Елизаветы Петровны какое-то время проводили свои собрания прямо при православном храме села Богослово, который находится у современного Горьковского шоссе. В отличие от старообрядцев, сектанты этого рода могли посещать обычные церкви и на словах исповедовать себя православными, из-за чего их было сложно выявить. Следователи, изучив на месте все детали учения Василия Грязнова и его почитателей, не нашли ничего крамольного, поэтому обвинение в сектантстве было снято.
Мнение, что Василий был «бандитом», также зародилось еще задолго до показательного суда 1920-го года. Характерной особенностью жизненного пути святого Василия была резкая перемена образа жизни с греховного на праведный. Этого не скрывают и составители его жития. По преданию в юности Василий, который вел тогда довольно легкомысленную жизнь, услышал голос Богородицы, повелевший ему идти в Николо-Бирлюковский монастырь к почитаемой иконе «Лобзание Христа Иудой». После этого явления Василий раскаялся в своих грехах, вспомнил наставления набожных родителей, и стал человеком праведной жизни. Легенда о том, что святой до раскаяния был еще и разбойником, появилась, скорее всего, одновременно с доносом. Однако «приукрасить» степень греховности будущего праведника могли и его почитатели, чтобы ярче подчеркнуть подвиг его раскаяния.
Наконец, в обвинении 1920 года говорится, что Василий Грязнов был купцом 1-й гильдии, то есть занимался совсем не вяжущимся со святостью торговым делом. Будучи изначально далеким от торговли человеком, Василий знакомится с купцом Яковом Лабзиным, который был владельцем старейшей в Павловском Посаде текстильной фабрики. Предприниматель становится ближайшим учеником Василия. После смерти святого именно он построил храм будущего Покровско-Васильевского монастыря. Как вспоминала дочь фабриканта Ольга, Лабзин настолько доверял Василию, что «слушался его советов во всем, в том числе в своем торгово-промышленном деле. Грязнов не был коммерческим человеком, но был столь мудр, что вник во все фабричные дела». В какой-то момент Яков Лабзин передал долю своего дела Василию, и тот формально стал предпринимателем. Всю причитающуюся с его доли прибыль Василий тратил на благотворительность, так что, как сказано в житии, «никто не уходил от него без щедрого подаяния и доброго совета».
Прославлению Василия Грязнова в лике святых помешала революция, поэтому его канонизация произошла в относительно недавнее время в 1999 году. Как пишет Екатерина Жукова в книге «Покровско-Васильевский монастырь», захоронение святого у стены храма было указано старейшей монахиней Ксенией, которая застала жизнь в монастыре еще до его закрытия в 1930-е годы. В год канонизации мощи святого, находящиеся в склепе на глубине двух метров, были перенесены в зал главного храма монастыря, где они находятся и сегодня.