Святыня Троицкой церкви Старой Купавны
Фото: [Антон Саков / Подмосковье сегодня]
В Троицком храме города Старая Купавна Ногинского района находится особо почитаемая верующими икона Владимирской Божией Матери. Купавинский список ценен тем, что является одним из немногих предметов храмового убранства, который удалось спасти от уничтожения в 1930-е годы. Старая Купавна связана с Владимиром также своим расположением вблизи дороги, ведущей из Москвы в этот древний город. По этой причине в 1724 году жители Старой Купавны стали свидетелями и участниками торжественной процессии перенесения гроба с мощами святого князя Александра Невского из Владимира на Клязьме через Москву в Санкт-Петербург. День церковной памяти Александра Невского, которого особо почитают в Троицком храме, отмечается 6 декабря по новому стилю.
Горьковское шоссе – современная автомобильная трасса, ведущая из Москвы во Владимир – часто не совпадает с линией старинного Владимирского тракта. В районе Старой Купавны прежняя дорога пролегала примерно на километр южнее нынешней магистрали и совпадала с Большой Московской улицей. Таким образом, Троицкий храм был воздвигнут прямо на знаменитой «Владимирке». Тракт был известен тем, что по нему вплоть до середины XIXвека гнали пешим этапом каторжных и ссыльных из Бутырского тюремного замка Москвы во Владимир, а затем в Сибирь. Каждые двадцать с лишним верст у Владимирки располагались этапные тюрьмы, где осужденные делали остановки. Условия перемещения каторжан были жуткими. Железные кандалы на руках и ногах больно врезались в тело, а изнурительный путь продолжался иногда больше двух лет. Больные и слабые нередко погибали в походе, не успев дойти до места своего заключения. Церкви в самом начале долгой дороги играли особую роль для этапируемых. Многие из них приступали здесь к церковным обрядам как в последний раз, не зная наперед, доживут ли они до конца пути.
Впрочем, Владимирка была дорогой не только каторжников. Владимирский тракт был важным торговым и военным путем, а также знаковой дорогой в религиозной жизни страны. В 1724 году царь Петр Iпринял решение перенести гроб с мощами благоверного князя Александра Невского из Рождественского монастыря города Владимира, где они хранились с XIIIвека, в образованный в Санкт-Петербурге Александро-Невский монастырь. Маршрут торжественной процессии пролегал через Москву, а оттуда, минуя Клин, Тверь и Новгород, шел в новую столицу. Во всех селах и храмах, которые стояли вблизи Владимирского тракта, мощи святого князя встречали колокольным звоном и крестными ходами. Писатель И. Хитров в книге, посвященной событию перенесения святыни, указал, что 16-го августа гроб с мощами Александра Невского встретили верующие Старой Купавны. Процессия вышла из Владимира 11-го августа и достигла Москвы 17-го числа.
В то время в Купавне стоял деревянный храм, который позже сменило каменное здание. Перенесение мощей Александра Невского за тысячи верст в новый монастырь можно назвать исключительным событием в религиозной жизни страны. Последний раз нечто подобное произошло при царе Алексее Михайловиче и Новгородском митрополите Никоне, которые со столь же большой торжественностью перенесли мощи замученного по приказу Ивана Грозного митрополита Филиппа из Соловецкого монастыря в Москву. И в том и в другом случае перенесение мощей имело определенный политический подтекст. До перенесения мощей Александра Невского в Санкт-Петербург Петр способствовал еще одному религиозно-политическому шагу – канонизации в 1702 году владимирского князя Андрея Боголюбского, с которым связана история появления, пожалуй, самой известной в нашей стране иконы Богородицы – Владимирской Божией Матери.
Долгое время считалось, что список Владимирской иконы, который до революции хранился в Троицкой церкви Старой Купавны, разделил участь всех остальных икон и реликвий церкви. Все они бесследно пропали в 1938 году, после того как храм был закрыт советской властью и переоборудован под хозяйственные нужды. Когда годы давления на религию в нашей стране прошли, оказалось, что перед закрытием храма местный житель по имени Александр Кирпичников тайно вынес Владимирскую икону и спрятал в своем доме. На сайте Троицкого храма приведены слова из памятной записки Екатерины Ильиничны Ермолаевой, в семью которой потом попала икона, о необычных обстоятельствах возвращения святыни в церковь в 1990-е годы:
«Когда храм в Старой Купавне вновь открыли, мы стали думать, что иконы следует вернуть, но так как расставаться с ними очень болезненно и тяжело, то время шло и шло, а мы под всякими предлогами не везли их в храм. И вот в ночь на первое января 1993 года я увидела такой сон: я была привезена на автомобиле в Купавинский храм, где все было очень хорошо, красиво, благоустроено; в центре храма стояли два аналоя, на одном лежала какая-то икона, на другом бумага, на которой было написано, что того, у кого есть иконы из этой церкви, просят их вернуть. Этот сон явно не простой, а повелительный. Поэтому мы всей семьей решили в ближайшие же дни срочно отвезти иконы в Старую Купавну и передать их в храм».
Здание Троицкой церкви, на первом этаже которой хранится почитаемая Владимирская икона, было возведено еще в середине XVIIIвека, хотя за прошедшие столетия неоднократно перестраивалось и меняло облик. Постройка может показаться на первый взгляд довольно громоздкой. Это впечатление усиливают маленькие главки куполов, как будто не соответствующие большим объемам просторного двухэтажного храма. Как известно, дороговизна отопления церквей в зимний период часто подталкивала зодчих к тому, чтобы строить рядом две церкви: большую летнюю и скромную зимнюю. Иногда из положения выходили другим способом: делали храм двухэтажным. Верхний этаж, как правило, строили просторным и торжественным – в нем служили летом, а нижний этаж сооружали приземистым и камерным, что делало его более экономным для отопления в холодное время года.
Промышленники, богатые предприниматели и владельцы местных мануфактур внесли значительный вклад в расширение и обновление храма. Так, например, в первой половине XIXвека у храма появились два новых придела, воздвигнутые на средства Ильи Бабкина и Андрея Залогина. Пристройки освятили в честь небесных покровителей меценатов святого пророка Илии и апостола Андрея Первозванного. С внешней стороны стен церкви уже в наше время были сделаны красивые мозаичные иконы этих двух святых прямо на алтарных выступах соответствующих приделов. Всего у Троицкого храма шесть алтарей. Помимо главного престола в честь Святой Троицы, а также указанных выше престолов в честь пророка Илии и апостола Андрея Первозванного, в церкви имеются также престол Печерской иконы Божией Матери, Владимирской иконы и Покрова Пресвятой Богородицы.
На старом гербе города, который все еще можно увидеть на стеле возле Троицкого храма, различимы символы тех производств и занятий, с которыми в прошлом была связана жизнь Старой Купавны и ее храма. Бобина с пряжей указывает на шелкоткацкие предприятия, а карпы – на рыбацкие промыслы Бисеровского озера. Отдельно стоит сказать об изображенной на гербе змее, обвивающей стеклянную колбу, которая напоминает символ медицины. В XVIIIвеке в Старой Купавне появился не только шелкоткацкий промысел, характерный и для других поселений восточного Подмосковья, но и химический завод. На так называемой «Дохтуровской фабрике» производилась лекарственная продукция. Фармацевтическое предприятие – преемник старинного химического завода – существует здесь и сегодня. Кстати, посередине герба изображен и верстовой столб, говорящий об особенности расположении селения на Владимирском тракте.
В XVIIIвеке в Старой Купавне существовало еще одно интересное предприятие, повлиявшее и на облик Троицкой церкви. Императрица Екатерина IIинтересовалась возможностью создания в России своего часового производства, и с этой целью в страну был приглашен иностранный специалист и часовой мастер по фамилии Нордштейн. Прямо напротив Троицкой церкви под началом иностранца был устроен уникальный для того времени Купавинский часовой завод, который изготавливал настенные, напольные и некоторые другие виды часов. Бытует мнение, что именно на этом заводе были изготовлены огромные часы-куранты с механизмом и четырьмя циферблатами для соседней с предприятием Троицкой церкви. После нашествия французов в 1812 году завод в Купавне закрылся и больше не возобновлялся, а единственным напоминанием о нем остались башенные часы на церковной звоннице. Стоит сказать, что в советские годы колокольня храма была разрушена, поэтому нынешняя звонница с часами – это реконструкция, созданная уже в наше время.