Три водных источника Троице-Сергиевой Лавры
Фото: [Антон Саков / Подмосковье сегодня]
В Троице-Сергиевой Лавре и ее ближайших окрестностях расположены сразу три источника, вода которых издавна считается верующими целебной. Пятницкий колодец, по одной из версий, был создан самим Сергием Радонежским, Успенский ключ связан с чудом, происшедшим во время ремонта собора, а третий почитаемый родник, возможно, был выкопан святым Саввой Звенигородским.
Пятницкий колодец
Если присмотреться, то над входом в Надкладезную часовню Троице-Сергиевой Лавры можно увидеть интересную икону. На ней изображены два монаха стоящих у скалы, из которой вытекает поток воды. Этот сюжет описан в житии святого Сергия Радонежского, составленным его учеником Епифанием. С самого начала Сергий поселился в том месте, где не было по близости пригодного источника воды. Когда отшельник жил один, он носил воду для себя откуда-то издалека. После того, как вокруг святого собралось много последователей, они, по словам Епифания, стали обвинять своего учителя в том, что тот непредусмотрительно устроил монастырь слишком далеко от родника.
Огорченный упреками, Сергий вышел из монастыря, взяв с собой одного из монахов, и «зашел в глушь леса около монастыря, где не было проточной воды, как старые люди определенно сказали. Нашел в одной канаве немного воды, оставшейся после дождя, и, преклонив колени, начал молиться». После молитвы Сергия из земли пробился ключ, который по свидетельству автора жития стал не только использоваться для нужд монахов, но стал почитаться в округе как целебный источник. Этот колодец назвали именем Сергия еще при жизни святого, однако сам он запрещал называть его так и говорил: «Чтобы я никогда не слышал, что вы моим именем источник этот называете. Ведь не я дал воду эту, но Господь даровал нам, недостойным».
Где бил источник, появившийся по молитве Сергия, точно неизвестно. Чаще всего его отождествляют с Пятницким колодцем, который расположен за стенами Лавры в красивой белой часовне по другую от монастыря сторону проспекта Красной Армии. Там и сегодня можно набрать святой воды, которая течет из кранов, вставленных в декоративный крест. Пятницким этот источник называют по церкви святой Параскевы, которая находится на другой стороне дороги. Святая Параскева – христианская мученица, ее имя в переводе с греческого языка означает «пятница». В пятый день недели Иисус Христос был распят на кресте, поэтому пятница считалась священным днем среди христиан. Церковный историк Е.Голубинский считал, что подлинный источник Сергия, описанный в житии, скорее всего, закрылся и бесследно исчез. Пятницкий же колодец, по мысли Голубинского, был вырыт гораздо позже для нужд Пятницкой церкви и существовавшей в этих местах богадельни.
Несмотря на сомнения историка, молва о том, что источник у Пятницких ворот и есть тот легендарный ключ, появившийся по молитве Сергия, существовала на протяжении столетий. В семнадцатом веке древнее житие Сергия было дополнено списком чудес Радонежского праведника. Среди них упоминается случай исцеления воеводы Дмитрия Кайсы, страдавшего тяжелой болезнью ног. «После молебна Димитрия повели на источник, пробившийся по молитвам святого, он погрузил в воду обе ноги до колена и, таким образом, по молитвам преподобного, исцелился, как будто ничем не страдал».
Успенский колодец
Источник, бьющий внутри красного цвета часовни с резными колоннами, пользуется сегодня самой большой популярностью среди паломников и туристов. Это и неудивительно, потому что он находится на территории монастыря в непосредственной близости от Успенского собора. Источник никогда не отождествляли с легендарным родником Сергия, так как он имеет свою хорошо известную историю. В семнадцатом веке монахи проводили ремонт юго-западного угла Успенского собора. Голубинский пишет: «Когда вырыли ров для фундамента быка, то неожиданно во рву явилась ключевая вода. От воды явившегося источника получил исцеление один монах монастыря, а один слуга монастыря, выразивший неверие в целебную силу воды, постигнут был смертью». Считается, что упомянутый монах получил исцеление от слепоты. Чудеса от воды источника происходили и позже, поэтому очень скоро над ним была выстроена каменная часовня, которая получила имя Надкладезной.
Напротив часовни над Успенским колодцем установлена еще и сень с чугунной чашей и крестом, из которого летом также можно брать воду. Водоразборный бассейн был установлен на этом месте еще в конце девятнадцатого века для того, чтобы подавать воду из монастырского водопровода. В годы закрытия монастыря нарядная сень была разобрана, ее восстановили только после того, как Лавру вернули верующим.
Источник Саввы Сторожевского и родник у Келарского пруда
С северной стороны монастыря, недалеко от Каличьей башни, есть спуск по лестнице к источнику, который по преданию был выкопан святым Саввой Сторожевским. Впервые упоминание о колодце святого Саввы встречается в документах монастыря в 1641 году. Святой Савва жил задолго до этого и был учеником Сергия Радонежского. После смерти учителя он некоторое время даже занял место настоятеля Троице-Сергиева монастыря. Однако прославился он как основатель другой знаменитой подмосковной обители в Звенигороде, куда его пригласил один из сыновей Дмитрия Донского князь Юрий. Кстати, Юрий Звенигородский построил на свои деньги Троицкий собор – самую старую церковь Лавры, где находится гроб Сергия Радонежского. В отличие от Пятницкого и Успенского колодцев, в источнике Саввы можно не только набрать воду, которая бьет из трубы на склоне оврага, но и окунуться в специально оборудованной купели. Над купелью поставлен деревянный сруб, внутри которого и зимой и летом верующие погружаются в своеобразную «прорубь» с холодной водой.
Родник святого Саввы расположен в естественных оврагах, которые окружают монастырские стены и башни. Река Кончура, протекающая с южной стороны, как и более мелкие ручьи, струящиеся вблизи обители, никогда не были пригодны для питья. Иначе трудно было бы объяснить, почему святому Сергию понадобилось молиться о нахождении родника. Какое-то время существовала народная легенда, что по молитве Сергия забил не просто родник, как описано в житии, а чудесным образом появилась река Кончура.
Отношение христиан к рекам и другим водным источникам всегда было особым. Из Библии нам известно, что Иисус Христос начал свою проповедь после водного обряда погружения в реке Иордан, который совершал пустынник Иоанн, прозванный Крестителем. В православной церкви это событие отмечается 19 января. В эти дни повсюду в храмах совершается освящение воды, а на водоемах принято делать проруби «иордани» для погружения. В нескольких церковных приходах, расположенных недалеко от Троице-Сергиевой Лавры сложилась традиция совершения крестного хода в день праздника Крещения к Келарскому пруду. С южной стороны пруда бьет Никольский источник, который хоть и не связан напрямую с Лаврой, но может считаться четвертым по счету родником центра Сергиева Посада.