Троицкая церковь в Озерах
Фото: [Антон Саков \ Подмосковье Сегодня]
Церковь Живоначальной Троицы в Озерах была построена в 1878 году на средства местных фабрикантов. Первый храм в селе Озеры Коломенского уезда появился еще в 1851 году и был посвящен Введению Пресвятой Богородицы. Благодаря развитию бумаготкацкого промысла и успеху предприятий крестьян Щербаковых и Моргуновых ко второй половине XIX столетия небольшая приокская деревня за короткий срок превратилась в крупный фабричный центр этого подмосковного уголка. Вот почему и новая Троицкая церковь напоминала скорее городской собор, чем сельский храм. Озерская церковь на несколько лет закрывалась в 1930-е годы, но после Великой Отечественной войны богослужения здесь возобновились.
В писцовых книгах Московского государства XVI века упоминалась деревня Марвинское озеро на реке Оке в Большом Микулином стане Коломенского уезда. Она относилась к приходу церкви Введения Пресвятой Богородицы в селе Горы, которое впоследствии несколько столетий было центром одноименной Горской волости. Название деревни «Марвинское озеро» со временем менялось: Озерок, Озерки, Озеры.
В 1727 году дворцовую Горскую волость получили во владение ближайшие родственники императрицы Екатерины I – Скавронские. Происхождение этой графской семьи, как и самой избранницы Петра Великого, вызывало много споров. В 1715 году русский генерал-комиссар при курляндском дворе Петр Бестужев сообщал, что родители царицы были крепостные крестьяне из Ленневарда, лютеране по вере: курляндка Доротея Ган и Самуил по прозвищу Сковородский. Кроме будущей русской царицы у этой пары были сыновья Федор и Карл (впоследствии получившие более благозвучную фамилию Скавронские) и дочери Анна и Кристина (Ефимовская и Гендрикова).
Первое время Екатерина не проявляла интереса к судьбе своих братьев и сестер, оставшихся в Лифляндии. Однако в 1721 году после богослужения в православном храме в Риге к царю Петру I и Екатерине однажды подошла старушка простолюдинка и стала о чем-то разговаривать с царицей. Позже Петр выяснил, что это была престарелая мать Екатерины, и велел графу Б. П. Шереметеву разыскать ее семейство и привезти в Петербург. С этого момента царские слуги начали активный розыск родни Екатерины I. Генерал-фельдмаршал Репнин был очень низкого мнения об этой семье, говоря о них, как о людях слишком болтливых, «глупых и пьяных».
Поиски лифляндской родни затянулись на несколько лет, пока, наконец, в январе и феврале 1726 года все братья и сестры Екатерины с мужьями, женами и детьми не были собраны в Риге, а затем привезены в Петербург. Вчерашние простолюдины за короткий срок превратились в богатейших вельмож Российской империи. Уже в январе 1727 года Скавронские, Ефимовские и Гендриковы были пожалованы домами в Петербурге, многочисленными имениями и графским титулом.
Существует исторический анекдот о том, как брат Екатерины Карл Самуилович Скавронский первый раз предстал перед царем Петром I и его ближайшим окружением в Петербурге. Екатерина Алексеевна якобы едва не упала в обморок от стыда за вид и манеры своего брата, но Петр подбодрил супругу:
«Нечего краснеть, я признаю его своим шурином, и если в нем окажется прок, сделаю из него человека».
В 1727 году Горская волость Коломенского уезда была пожалована графу Карлу Скавронскому, и с тех пор деревня Озерки находилась в числе имений его потомков вплоть до 1851 года. Сын Мартын Карлович Скавронский вырос в России, получил достойное воспитание и образование, однако военными или государственными талантами не обладал. Известно только, что он сохранил царское расположение и при Елизавете Петровне и при Екатерине II. Мартын Карлович заседал много лет в Сенате и был депутатом от коломенского дворянства при составлении «Нового уложения».
Внучка Мартына Карловича – Екатерина Павловна Скавронская (по первому мужу – Багратион) в 1851 году дала крестьянам Горской волости увольнительный акт, и с этого момента они стали «вольными хлебопашцами». В том же году в деревне Озерки учредили самостоятельный приход: был построен каменный храм Введения Пресвятой Богородицы. На тот момент Озеры уже активно развивалось как промышленный центр.
В начале 1830-х годов в Озерах были основаны первые бумаготкацие производства Моргуновых и Щербаковых. Впоследствии с двумя этими фамилиями будет неразрывно связана история Озер вплоть до революции 1917 года. В 1880-х годах в Озерах держали бумагопрядильную, ткацкую, красильную, отбелочную и аппретурную фабрику наследники крестьянина, выходца из деревни Болотово Козьмы Степановича Щербакова. Сыновья Федора Кузьмича Щербакова – Иван и Михаил – переняли и развили дело отца и деда. На их фабрике выделывали пряжу, бязь, миткаль, разные бумажные ткани.
Многие полезные начинания в Озерах осуществлялись на средства местных фабрикантов, например, устройство летнего театра со своей драматической труппой. Общим делом стало возведение великолепной церкви. Однако главная заслуга в строительстве сохранившегося Троицкого храма в Озерах принадлежала семейству Щербаковых.
Вот как писал об этом автор заметки «Московских церковных ведомостей» №22 за 1889 год: «Вновь построен и главный храм во имя Св. Троицы вместо прежнего во имя Введения во храм Пр. Богородицы (теперь придел). Храм этот, построенный почти исключительно на средства фамилии Щербаковых, местных фабрикантов, не уступает столичным храмам своею внешностию и особенно внутренним великолепием и богатством». Много лет старостой Троицкой церкви был фабрикант Иван Федорович Щербаков. Его называли «ктитором и храмостроителем», а также организатором церковного хора. Известно также, что на колокольне Троицкого храма висел тысячепудовый колокол производства знаменитого литейного завода Н. Д. Финляндского.
Большую роль в становлении церковной жизни Озер во второй половине XIX столетия сыграл настоятель местного храма священник Николай Иванович Никольский. Он был сыном псаломщика из Коломны, выпускником Спасо-Вифанской семинарии. В 1863 году отец Николай был назначен священником в село Озеры и пробыл в этой должности более четверти века.
Много полезных начинаний и традиций явилось в Озерах благодаря о. Николаю Никольскому. Его стараниями была устроена в 1873 году Всехсвятская кладбищенская церковь (не сохранилась). При его настоятельстве и активном участии строился и новый Троицкий храм в 1875-1878 годы.
При о. Николае в Озерах установился обычай в неделю Всех Святых после водоосвящения идти крестным ходом с иконами и хоругвями на середину кладбища и совершать панихиду о всех почивших жителях Озер с момента основания прихода. За каждого умершего озерчанина, начиная с 1851 года, имя которого было занесено в специальный синодик, священник вынимал частицу просфоры на проскомидии.
В пятницу на первой Пасхальной седмице при настоятельстве о. Николая Никольского было учреждено празднование в селе Озеры иконе Божией Матери «Живоносный источник». Этот святой образ был написан на горе Афон и прислан иконописцем специально для озерского храма. В это же время в приходе села Озер стала почитаться икона мученицы Параскевы-Пятницы. Почитание этой святой в Озерах имело давнюю историю: еще до постройки собственной церкви, в селе Горы престольный праздник отмечался в день Параскевы-Пятницы. После устройство своего прихода в Озерах обычай особо чтить святую Параскеву сохранился.
По случаю двадцатипятилетнего юбилея служения о. Николая Никольского в Озерах, в 1888 году в день его именин были отслужены торжественные всенощная и литургия. В богослужениях приехали принять участие собратья отца Николая из коломенских Голутвина и Бобренева монастырей, из Белопесоцкой обители, из села Хатунь (тогда Серпуховского уезда) и других мест. После литургии фабрикант Иван Федорович Щербаков от лица прихожан вручил священнику в подарок наперсный крест с украшениями. В праздничной трапезе участвовал также и директор бумаготкацкой фабрики англичанин Иван Матвеевич Фрост.
В том же 1888 году в Озерах вспыхнули беспорядки среди фабричных рабочих, так что гражданским властям пришлось прибегнуть к помощи Донского казачьего полка. Выступления озерских рабочих происходили и в начале неспокойного XX столетия. В 1929 году Троицкую церковь в Озерах закрыли: внутреннее убранство было уничтожено и расхищено, могилы священнослужителей и ктиторов сравняли с землей, а высокая колокольня была взорвана. В просторном помещении храма устроили сначала клуб, а с 1937 года – склад зерна.
Однако после войны случилось чудо – в 1946 году разоренный храм вернули верующим и богослужения здесь более не прерывались. Случай с Троицким храмом в Озерах можно назвать исключительным для Подмосковья. В то время городской собор в самом центре города действовал только в Озерах и Подольске.