Успенская церковь в Чернево
Фото: [Антон Саков \ Подмосковье Сегодня]
Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Красногорске была построена в 1873-1897 годы на средства местного фабриканта А. Я. Полякова и его сыновей. Архитектурный проект Н. И. Кокорина ориентировался на образцы церковного зодчества XVII столетия и сочетал черты эклектики и псевдорусского стиля. История черневского прихода связана с другой церковью Красногорска – Знаменской в имении Знаменское-Губайлово, которым перед революцией владели купцы Поляковы.
История прихода Успенской церкви бывшего села Чернево восходит к первой половине XVII века. В 1620 году Сельцо Чернево на реке Бане было пожаловано Семену Васильевичу Волынскому за участие в Московском осадном сидении 1618 года – обороне Москвы от армии польского королевича Владислава. Семен Волынский построил в своей вотчине деревянную церковь Николая Чудотворца, и село с тех пор стало называться Никольским.
Племянник Семена Волынского в 1657 году продал село Никольское патриарху Никону, после чего было велено именовать его патриаршим селом Черневым. В то время, кроме холодной Никольской церкви, здесь также стояла теплая деревянная церковь Илии пророка. После низложения патриарха Никона село Чернево было передано Воскресенской Ново-Иерусалимской обители. В конце XVII века в Чернево располагался монастырский скотный двор.
В переписных книгах 1704 года уже нет свидетельств о Никольской и Ильинской церквях, зато указана одна Успенская церковь, при которой служили священники Мартын Тимофеев и Иван Мартынов. Новый деревянный храм в селе Чернево был построен в 1690 году иждивением великой княжны Татьяны Михайловны – сестры царя Алексея Михайловича.
Татьяна Михайловна была известна как преданная почитательница патриарха Никона. Сестра царя изначально была сторонницей церковных реформ, а в годы опалы патриарха стала его заступницей перед братом. После кончины Никона великая княжна настояла, чтобы тело патриарха с почестями погребли в соборе основанного им Ново-Иерусалимского монастыря, а в 1691 году подарила этой обители частицу мощей своей небесной покровительницы – мученицы Татианы.
По преданию, в XVII веке село Чернево было местом остановки и отдыха патриарха Никона и членов царской семьи, направлявшихся на богомолье в Новый Иерусалим из Москвы. Село располагалось примерно на половине пути. Подтверждением предания были старинные шелковые священнические облачения с вышитыми серебряными цветами, которые хранились в ризнице старой Успенской церкви. Считалось, что это был дар церкви все той же великой княжны Татьяны Михайловны.
Из приходской летописи известно, что иконостас старой Успенской церкви в 1843 году обновил крестьянин села Новоникольского Давыдов, за что получил вольную грамоту. В 1871 году деревянный храм был расширен: в теплой трапезной были устроены приделы Николая Чудотворца и апостолов Петра и Павла.
Старый Успенский храм за два столетия сильно обветшал и, кроме того, к концу XIX века уже не мог вмещать всех желающих. Дело постройки новой каменной церкви в селе Чернево взял на себя церковный староста Яков Александрович Поляков вместе с братьями и отцом потомственным почетным гражданином Александром Яковлевичем Поляковым. В 1893 году Поляковы получили разрешение епархиального начальства на строительство, а 10 июля 1894 года состоялась торжественная закладка нового храма.
В день закладки храма протоиереем московской Космодемьянской церкви М. В. Соловьевым была отслужена литургия в Петропавловском приделе. В конце богослужения священник села Чернево Д. И. Успенский сказал проповедь, в которой высоко оценил вклад Полякова не только в богоугодное дело строительства нового храма, но и другие благотворительные учреждения полезные для окрестных жителей. Попечением купца Полякова за короткое время в приходе Успенской церкви были построены дом трудолюбия, школа для детей рабочих, приют для сирот и больница.
Вот что священник Димитрий Успенский сказал в день закладки новой церкви:
«Вашею ревностию и благочестием быстро шествует к величию и славе богоспасаемая весь наша <…> Эта постройка храма, место селения Бога живаго, великолепное произведение зодчества, каким он может быть и каковыми могут похвалиться немногие веси и грады, на далекое пространство, веселя сердца и очи всех окрестных жителей, из рода в род возвестит хвалу вашу».
Спустя три года 15 июня 1897 года состоялось освящение построенного храма Успения Божией Матери. Чин освящения возглавил все тот же московский протоиерей М. В. Соловьев, которому сослужили благочинный, настоятель церкви села Чашникова И. Соколов и местные священники. На клиросе пел знаменитый Чудовский хор при протодьяконе храма Христа Спасителя.
После богослужения старосты деревень, входивших в приход Успенской церкви, преподнесли храмоздателям Поляковым в дар икону Знамения Божией Матери в серебряной ризе и по русскому обычаю – хлеб и соль. Слова благодарности были сказаны также священнику Успенскому, который содействовал постройке храма.
В новом храме, вмещавшем до двух с половиной тысяч человек, был установлен двухъярусный иконостас из полированного мореного дуба работы московского мастера Москалева. Стенную живопись выполнил известный иконописец И. С. Чириков. Церковь была расписана орнаментом из цветов и листьев по образцу древнего храма Данилова монастыря в Москве и Спасских ворот московского кремля. Горнее место в алтаре украшало изображение Божией Матери – копия «Нерушимой стены» из Софийского собора Киева. К сожалению, все это великолепное внутренне убранство было утрачено после закрытия храма в тридцатые годы.
В начале XX века к Успенской церкви в Чернево был приписан Знаменский храм в Знаменском-Губайлово. В этот период священники черневского храма служили в Знаменской церкви всего несколько раз в году. Старинные иконы из Знаменского храма были также перенесены в Чернево.
Среди реликвий Знаменской церкви была интересна икона в киоте из красного дерева, на которой были изображены святой Василий Блаженный и евангелист Лука. Апостол сидел на камне с надписью: «Василий Николаевич Долгоруков родился 1822 года, октября с 17 на 18 в 2 часа ночи». Это была, видимо, семейная икона прошлых владельцев усадьбы Знаменское-Губайлово, перенесенная впоследствии из барского дома в церковь.
В Знаменской церкви также была икона, подписанная именем сподвижника Петра I фельдмаршала Василия Владимировича Долгорукова, который известен тем, что в царствование Елизаветы Петровны был президентом Военной коллегии. Икона состояла из четырех медальонов, в которых были изображены сюжеты Воскресения, Вознесения, Рождества и Распятия Христова.
Другой известный представитель фамилии владельцев усадьбы князь Василий Михайлович Долгоруков- Крымский в 1770 году взял Феодосию – древнюю Кафу в ходе войны с Турцией (отсюда и прибавление к фамилии «Крымский»). Из похода он привез два любопытных мраморных барельефа великомученика Георгия Победоносца и святой Марии Магдалины. Последний барельеф, по-видимому, был создан в XIV веке генуэзцами, которые были основателями Феодосии. Оба барельефа хранились сначала в Знаменской церкви, а затем – в конторе Полякова.
Александр Яковлевич Поляков (1822-1907) был главой «Фабрично-торгового товарищества Знаменской мануфактуры» – крупного шерстоткацкого предприятия, которое обеспечивало благосостояние семьи. Один из сыновей черневского храмоздателя Сергей Александрович Поляков (1874-1943) на протяжении четверти века был близким другом и сотрудником по журнальной работе поэта Валерия Брюсова. Книги Брюсова, благодаря которым он стал известен, выходили под маркой издательства «Скорпион», владельцем которого и был купеческий сын, полиглот и переводчик С. А. Поляков.
В 1938 году Успенская церковь в Чернево была закрыта. Колокольня и купол были разрушены, а в помещении храма устроили клуб. Впоследствии помещение закрытой церкви принадлежало госпиталю войск ПВО. В том же 1938 году пострадал за веру уроженец села Чернева, сын упоминавшегося протоиерея Димитрия Успенского отец Павел Успенский. Он был прославлен на Архиерейском Юбилейном соборе в 2000 году как священномученик.