Успенский собор в Кашире
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyMi82LzllL2ExLzE2NTQ1MDAzNDMyNDkzNjYyNDE1OC5qcGc.webp)
Фото: [Антон Саков / Подмосковье сегодня]
Церковь Успения Божией Матери находится на исторической Соборной площади Каширы на территории существовавшей когда-то городской крепости. Первый каменный соборный храм на этом месте был воздвигнут еще в середине XVII столетия, а сохранившийся пятиглавый собор в стиле ампир с белокаменным основанием был построен в 1842 году на средства благотворителей. Среди них большую помощь оказали купец Семен Лепешкин и Иван Митрофанов. У алтаря Успенского собора погребен бывший его настоятель протоиерей Николай Гришин – исследователь феномена серебристых облаков, трудам и жизни которого посвящена экспозиция в местном краеведческом музее.
До революции в Успенском соборе Каширы хранилось богослужебное Евангелие, подаренное князем Волконским этому храму в 1726 году. Древняя Кашира была полностью уничтожена во время нашествия хана Девлет-Гирея во второй половине XVII столетия, и точная дата восстановления города неизвестна. Запись в Евангелии из Успенской церкви являлась, по сути, одним из старейших документальных упоминаний Каширы после ее возобновления на новом месте.
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyMi82L2E4LzBiLzY0MjcwODgxNjU0NTAwMTQxLmpwZw.webp)
Вот как об этом писал дореволюционный церковный историк Геронтий (Кургановский): «Время основания настоящего гор. Каширы с точностью определить нельзя; несомненно только то, что город уже существовал в половине XVII столетия; это видно из летописи соборного Успенского храма, в коем сохраняется древнее Евангелие с надписью: Евангелие подарено в 1726 году в Успенскую гор. Каширы церковь князем Волхонским».
Сведения о каменном Успенском соборе в Кашире встречается и в известном сочинении Павла Алеппского «Путешествие Антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII века». Арабский путешественник описывал, как вместе с отцом они прибыли из «благоустроенного селения» Таруса в «базар» Каширу в канун праздника Успения Пресвятой Богородицы. Павел Алеппский увидел в Кашире цитадель с укреплением на высоком берегу реки, на склоне которого было множеством источников воды, замысловатых гидросооружений и мельниц.
Помолившись накануне праздника в церкви святого Георгия, патриарх Макарий вместе со свитой прибыл затем с местными священниками в соборный храм Успения: «В четвертом часу <…> мы отправились с ними в каменную церковь в честь сегодняшнего праздника Успения Богородицы, находящуюся внутри упомянутого укрепления. Мы отстояли всенощное бдение и вышли не ранее зари».
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyMi82LzgyL2I1LzIxODI0OTcxNjU0NTAwMTU5LmpwZw.webp)
Павел Аллепский утверждал, что позднее встретил в Москве бывшего каширского воеводу по происхождению араба – храмоздателя первой каменной церкви Успения Богородицы. Его отец был какое-то время надсмотрщиком монетного двора в Дамаске. Сам будущий воевода побывал на службе турецкого правителя в Алеппо и Стамбуле, в плену у персов, а во время похода в Польшу султана Османа попал в Киев, откуда прибыл к московскому царю.
Араб получил высокую должность от царя Михаила Федоровича, и, будучи воеводой в Кашире, выстроил там каменный храм Успения Божией Матери. Павел Алеппский писал: «Побуждаемый своим религиозным рвением, которое было велико, он выстроил этот каменный собор, или великую церковь, в здешней крепости на собственные деньги, издержав на то более двух тысяч золотых». Вероятно, этот храм, построенный православным арабом, простоял до первой четверти XVIII столетия.
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyMi82LzY1LzJhLzk3MTU4ODkxNjU0NTAwMTcwLmpwZw.webp)
Второй каменный храм Успения был возведен на деньги государственной казны, выданные по личному указу императрицы Екатерины I (1725-1727). В 1829 году в трапезной храма с правой стороны был устроен придел в честь Покрова Божией Матери, а четыре года спустя левый придел – Архистратига Михаила.
В 1837 году каменный храм был разобран из-за ветхости, и началось возведение нынешней соборной церкви с тем же посвящением. Строительство и отделка собора продолжались пять лет на деньги частных жертвователей. Трапезная часть церкви была устроена на средства, которые завещал губернский секретарь Иван Митрофанов, а основная часть – на вклад московского купца 1-й гильдии, коммерции советника Семена Логиновича Лепешкина.
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyMi82L2FlL2Q5LzMyNzE5ODQxNjU0NTAwMTgyLmpwZw.webp)
Предки Семена Логиновича Лепешкина были выходцами из Каширы. Святитель Филарет (Дроздов) питал особенное уважение к Семену Логиновичу за его богоугодные дела. В 1847 году митрополит московский лично освятил церковь, построенную при бумагопрядильной фабрике Лепешкина в селе Муромцеве Дмитровского уезда.
Семен Логинович, его супруга Анна Васильевна, сыновья Василий и Дмитрий жертвовали многим церквям и православным обителям в Москве и Подмосковье. На средства купца Лепешкина в Троицкой Зосимовой пустыни в бывшем Верейском уезде (под Наро-Фоминском) были возведены каменная церковь над могилой старца Зосимы, жилые корпуса, стены, башни, хозяйственные помещения, позднее на средства его сыновей – колокольня.
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyMi82LzA1LzJlLzc0Mjg2MjcxNjU0NTAwMTkzLmpwZw.webp)
Семен Лепешкин жертвовал землю Гефсиманскому скиту Троице-Сергиевой лавры, перестроил храм Троицы в Вешняках в Москве на Пятницкой улице и возвел церковь Сошествия Святого Духа на апостолов на Даниловском кладбище. На этом московском кладбище в 1855 году храмоздатель Успенского собора в Кашире нашел свой последний приют рядом с могилами родителей.
Искусствовед А.И. Некрасов сравнивал архитектуру Успенского собора Каширы с церковью Большого Вознесения в Москве, хотя и считал его не самым удачным памятником классической архитектуры Каширы. «Только маленькие тумбообразные угловые главы помешали куполу стать более импозантным, более соответствовать массе куба», – писал Некрасов.
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyMi82L2U1L2UyLzgyMzY5MjE2NTQ1MDAyMDIuanBn.webp)
Фото из книги «Русь белокаменная»
Ф.В. Разумовский отмечал монументальность городского собора: «Мощное завершение Успенского собора – главный аккорд в архитектурной мелодии <…> Неизвестный зодчий достиг эффекта соборного величия, силы, монументальности». Архитектор использовал прием, благодаря которому храм визуально кажется больше. В объем четверика собора дополнительно включены части алтаря и трапезной, что и создает иллюзию грандиозности.
В 1870-е годы ремонт и украшение Успенского собора совершались благодаря помощи и других благотворителей. Например, купец Павел Митрофанов устроил новый иконостас в приделе, а Федор Петрович Беляев пожертвовал парчевое облачение и воздухи.
В советские годы Успенский собор в Кашире был закрыт. Первым настоятелем храма после возобновления церковной жизни в 1993 году стал протоиерей Николай Гришин – человек удивительной судьбы, неординарный священник и ученый, жизни и трудам которого посвящена отдельная экспозиция в расположенном неподалеку от собора краеведческом музее.
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyMi82L2M0L2M4LzYyMzI3OTYxNjU0NTAwMjE1LmpwZw.webp)
Главным объектом научного интереса священника был феномен серебристых облаков, который впервые наблюдал русский астроном Витольд Карлович Цераский в 1885 году. Серебристые облака находятся на высоте более семидесяти километров, передвигаются с огромной скоростью, и, по одной из гипотез, образуются из метеоритной пыли. Наиболее благоприятные условия для наблюдения серебристых облаков складываются в наших широтах в конце июня.
Николай Иванович Гришин был рукоположен в священный сан в 1979 году, и на тот момент он был уже признанным ученым-астрономом. Решение посвятить жизнь церковному служению изумило его коллег по научной работе. Однако этот шаг Николай Иванович обдумывал давно: будучи тяжело ранен в боях под Старой Руссой во время Великой Отечественной войны, он дал обет посвятить себя Богу, если выживет. С 1979 года и до начала 1990-х отец Николай служил в Прибалтике, а 1 ноября 1993 года был назначен настоятелем Успенского собора в Кашире и благочинным Каширского округа. В 1998 году отец Николай Гришин скончался. Его могила находится у алтаря Успенского собора.