Варлаам Серпуховской и святыни Владычнего монастыря
Фото: [Антон Саков / Подмосковье сегодня]
У паперти Введенского собора Владычнего монастыря в Серпухове погребен преподобный Варлаам – строитель этой древней обители, живший в XIV веке. В 1878 году во Владычнем монастыре явилась чудотворная икона «Неупиваемая чаша», ставшая самой известной его святыней. В монастыре издавна почитались также и другие чудотворные реликвии: образы мученика Иоанна Воина, Георгия Победоносца, царевича Димитрия Углицкого. Во Владычнем монастыре в начале XIX века жила известная юродивая Евфросиния Колюпановская.
Основателем Владычнего монастыря в Серпухове был знаменитый святитель XIVстолетия митрополит московский Алексий Бяконт. Однажды Алексий совершал молитвенное правило и, дойдя до молитвы «О всепетая Мати», его келью озарил необыкновенно яркий свет. В комнате вместе с митрополитом был также дьякон Герасим, ставший свидетелем чуда. От иконы Богородицы послышался голос, который говорил: «Алексие! Ты должен построить монастырь во имя Мое, а вместе и себе в память». Пораженный видением, митрополит ушел в свою комнату и молился Божией Матери, чтобы она сообщила, где следует построить монастырь. Голос от иконы ответил святителю: «В пределах города Серпухова: там возлюбила я место во спасение многим душам человеческим».
Митрополит Алексий послал в Серпухов своего келейника Варлаама, чтобы тот нашел подходящее место для будущего монастыря. Исполнив поручение, Варлаам в течение тринадцати лет устраивал монашескую общину Владычней обители. За два года до кончины инок ослеп и, чувствуя приближающийся конец, вызвал в Серпухов митрополита Алексия, говоря: «Сам ты соорудил монастырь…Сам погреби и меня своими руками». Задолго до строительства обители Варлааму также было чудесное видение, о котором он дал обет не говорить, пока не наступит смертный час. Когда Алексий прибыл к умирающему в Серпухов, ослепший старец Варлаам прозрел, взял перо с бумагой и записал виденное им много лет назад: «Когда я упал, увидел, что монастырь держат ангелы, в дверях церковных стоит Захария и входит Богородица со своими родителями; Захария принял Богородицу и посадил ее на третьей ступени». Записав это, Варлаам вскоре скончался, а митрополит Алексий совершил обряд погребения, предав земле преподобного старца у паперти построенного им Введенского храма.
Над могилой преподобного Варлаама Серпуховского поставлена деревянная сень-часовня. В память об основателях обители митрополите Алексии и строителе Варлааме стены монастыря с внутренней стороны украшают мозаики с изображениями этих двух святых, выполненные в полный рост. Кроме того, на площади перед входом на территорию, прилегающей к обители, стоит бронзовый памятник Варлааму Серпуховскому с иконой «Неупиваемая Чаша» в руках.
Памятник символически объединил древнего основателя и святыню другой эпохи. Икона «Неупиваемая чаша» была обретена во Владычнем монастыре в 1878 году через пятьсот лет после кончины преподобного Варлаама. Святыня прославилась тем, что избавляла от недуга пьянства. К несчастью, в 1929 году оригинал иконы был утрачен. В 1990-е годы иконописцы создали два современных списка «Неупиваемой чаши», которые почитаются в Высоцком и Владычнем монастырях Серпухова.
До революции во Владычнем монастыре хранились еще три чудотворных образа, покинувшие обитель после закрытия. В 1607 году царские войска одержали под Серпуховым победу над отрядами второго самозванца, и в честь радостного события Василий Шуйский пожертвовал в монастырь образ царевича Димитрия Углицкого. На подаренном образе есть чеканная надпись о том, что от иконы была дарована победа над мятежниками. По желанию Василия Шуйского здесь также построили придел в честь царевича Димитрия, который по времени стал вторым храмом в память страстотерпца после церкви в городе Угличе. Составитель исторического очерка о Владычней обители В.А. Рождественский даже считал серпуховский образ царевича самым первым и верным образом Димитрия Углицкого. Этот чудотворный образ в 1920-е годы был изъят у монастыря и передан в историко-художественный музей Серпухова.
Во Владычнем монастыре особенно почитался Георгий Победоносец, в честь которого в конце XVIвека был выстроен храм с шатром. Во времена одного из нашествий иноземцев на Серпухов, горожане видели мученика Георгия, который выехал из задней калитки Владычнего монастыря на белом коне к озеру. Он подъехал к отрядам захватчиков, и те в страхе бежали от святого. Легенда о великомученике Георгии почти дословно повторяет другое серпуховское предание о явлении врагам преподобного Афанасия Высоцкого на белом коне.
Память о чуде воина-великомученика ежегодно отмечалась во Владычнем монастыре в седьмой понедельник после Успения Божией Матери. В честь Георгия, которого называли «Потаенным», служилось всенощное бдение и совершалось освящение воды. Перед храмовой иконой Георгия Победоносца иноки часто видели горящую свечу, которая зажигалась сама собой. Этот образ после закрытия монастыря был передан в Ильинскую церковь Серпухова, где в XXвеке бесследно пропал.
Еще одной святыней обители считался образ мученика Иоанна Воина. Однажды во времена нашествия татар монастырь был осквернен захватчиками, и один из них в насмешку решил распилить икону Иоанна Воина. От прикосновения пилы злодея из доски пошла кровь, и кочевник в страхе отбросил икону в сторону. Придя в себя от испуга, он снова стал пилить икону, но доска сама собой срасталась. После нового чуда захватчик, как говорит предание, обратился в христианскую веру. На серпуховской иконе Иоанна Воина навсегда остались следы пилы и засохшая кровь. В советские годы образ передали в городской историко-художественный музей, а затем он попал в Москву в музей иконы Андрея Рублева.
К 1806 году древний Владычний монастырь пришел в упадок и готовился к упразднению. К счастью, московский митрополит Платон Левшин, проведший детство под Серпуховым в селе Липицы и по преданию обучавшийся грамоте во Владычнем монастыре, решил возродить здесь монашескую жизнь. Он просил императора Александра Iпреобразовать опустевшую обитель из мужской в девичью. С этого времени в монастыре селились инокини. Среди них в обители подвизалась блаженная Евфросиния Колюпановская.
Юродивая Евфросиния была знатного происхождения, воспитывалась при Смольном монастыре в Петербурге и стала затем фрейлиной императрицы Екатерины II. Однако девушка тайно сбежала из дворца и направилась в Москву к митрополиту Платону Левшину. Евфросиния рассказала иерарху о намерении оставить мирскую жизнь и просила скрыть тайну ее знатного происхождения. Митрополит Платон благословил подвижницу идти в возрожденный им Владычний Серпуховский монастырь. Блаженная поселилась у монастырской ограды в тесной и душной избе. Вместе с ней жили кошки, собаки и ворон, а в небольших сенях теснились корова, теленок и петухи. В любое время года святая ходила босая в серой суконной рубахе. На шее у блаженной висела железная цепь. Ночью Евфросиния бродила вокруг монастыря и пела церковные стихи. Образ жизни подвижницы раздражал окружающих и монастырское начальство, поэтому Евфросиния была вынуждена покинуть серпуховскую обитель и закончить земную жизнь в селе Колюпанове Тульской губернии.