Вознесенская церковь в Руново
Фото: [Антон Саков / Подмосковье сегодня]
Поселок Большое Руново состоит из двух частей, которые образовались из нескольких расположенных поблизости друг от друга населенных пунктов: погоста Спас-Детчин, сельца Лунево (Бесово), села Руново, Руново-Новиково и сельца Малое Руново. После объединения этих сел и деревень в поселке Большое Руново оказались сразу две старые церкви: Преображенский храм на бывшем погосте Спас-Детчин 1878 года постройки и Вознесенская церковь 1906 года. История Вознесенского храма в Руново тесно связана с женским Никитским монастырем в Кашире. Дочь попечителя Вознесенской церкви игуменья Серафима (Ильичева) была последней настоятельницей каширской обители перед ее закрытием в советские годы.
Приход Вознесенской церкви исторически состоял из села Руново и сельца Малое Руново, которое также называли Княжево. В писцовых книгах 1578-1579 годов упоминается «село Руново у реки у Оки, на речке на Лихачи». В те годы владельцами одной части села были Иван и Тихон Петровы, а другой – князь Андрей Мещерский. В это время или столетием позже в народе сложилась поговорка: «Бесово, Руново – пронеси Бог здорово, а Терново да Баскач, хоть кругом обскачь». Ее варианты можно найти в «Пословицах русского народа» В. И. Даля 1862 года и в сборнике «Жизнь русского народа» И. И. Иллюстрова 1915 года.
Пословица указывала, что Руново и окрестные селения в старину слыли опасными для путников из-за частого разбоя. Местные предания действительно сохранили немало упоминаний об известных разбойниках и лихих людях. Так, согласно молве, в XVII веке в Каширском уезде промышляла шайка легендарного разбойника Кудеяра, а в окрестностях соседнего Сеньково в тот же период жил разбойник по прозвищу Сенька. Жители села Баскачи хранят предание о том, что Степан Разин встречался здесь с атаманом Василием Усом, а деревня Хитровка якобы была основана потомками бойцов отряда Разина.
Деревянный храм Вознесения Господня в Руново, по данным «Памятной книжки Тульской губернии на 1891 год» (Каширский уезд исторически относился к Тульской губернии), был построен в 1744 году. В 1846 году на месте старой церкви был возведен и освящен новый деревянный Вознесенский храм с приделом святителя Николая Чудотворца. Этот храм в 1862-1863 годы подвергался перестройке: его трапезная часть была расширена. В 1880 году в селе Руново появилась своя земская школа.
История строительства ныне сохранившейся кирпичной церкви в селе Руново началась с беды – пожара 26 апреля 1902 года. Обстоятельства этого события были опубликованы в книге А. Голубева «История Каширского края и сельского поселения Знаменское». После литургии священник Илья Мерцалов направился к ученикам в земскую школу, а осмотр церкви поручил псаломщику и сторожу. Через сорок минут после начала занятий церковный колокол ударил в набат, говоривший о приходе беды. Пламя охватило церковь, и за два часа деревянное строение превратилось в обугленные развалины. Священнику и прихожанам не удалось спасти ничего из утвари и убранства церкви: сгорели все иконы, священные сосуды, богослужебные книги, облачение и святой антиминс…
Вечером того же дня прихожане сгоревшей Вознесенской церкви собрались на сход и решили совместными усилиями построить новый кирпичный храм: «На обгоревших чурках и пепелище и в таком ужасном виде все-таки близких нам и дорогих… единогласно постановили: ежегодно жертвовать от своих скудных средств на построение нового каменного храма по одному рублю с души».
Конечно, этих средств, которые обязывались жертвовать руновские крестьяне, не хватило бы на столь масштабное строительство. К богоугодному делу присоединились богатые уроженцы Руново, много лет жившие и работавшие в Санкт-Петербурге. В их числе был Санкт-Петербургский 1-й гильдии купец Семен Тимофеевич Ильичев, который сделал самый большой вклад – около половины всей необходимой суммы. Он пожертвовал деньги на закупку материалов, внутреннюю и внешнюю отделку здания, на приобретение богослужебной утвари и устройства иконостаса.
В мае 1903 года состоялась торжественная закладка нового храма. На период строительства стараниями крестьянина Петра Матвеевича Глазунова в Руново была построена небольшая временная церковь во имя Николая Чудотворца. Она служила местом молитвы и совершения таинств для прихожан сел Руново и сельца Княжево (Малое Руново) в течение примерно трех лет. В августе 1906 года кирпичный храм Вознесения Господня был завершен, а в декабре совершилось его торжественное освящение. У церкви, кроме главного престола в честь Вознесения Господня и придела Николая Чудотворца было еще два придела во имя «новых» на то время святых подвижников: святителя Феодосия Черниговского (канонизирован в 1896 году) и преподобного Серафима Саровского (канонизирован в 1903 году).
В «Историческом описании Никитского женского общежительного монастыря» 1909 года архимандрита Геронтия (Кургановского) указано, что вместе с постройкой собора при Никитской обители была также открыта живописная школа, где под руководством опытных художников обучалось 8 послушниц. Далее говорилось следующее: «Они достигли порядочного знания, так что много со стороны получают заказов и не так давно приняли заказ целого иконостаса… во вновь выстроенную церковь в с. Руново Каширского уезда».
Это был тот самый иконостас, создание которого оплатил купец Семен Тимофеевич Ильичев. Дочь благотворителя Вознесенской церкви Елизавета Семеновна Ильичева (в иночестве Серафима) являлась насельницей Никитского женского монастыря в Кашире и по примеру отца также оказывала на протяжении многих лет помощь храму родного села Руново.
По сведениям, которые публиковал каширский краевед Александр Горелов, инокиня Серафима (Елизавета Семеновна Ильичева) родилась в 1869 году в селе Руново. Обучалась в Петроградском Елисаветинском училище, а в 1888 году поступила в Никитский женский монастырь в Кашире. В 1903 году приняла монашеский постриг с именем Серафима. Символично, что в тот год был канонизирован преподобный Серафим Саровский и, в то же время, заложен новый кирпичный храм в селе Руново. Какое-то время инокиня Серафима несла послушание письмоводительницы, а с 1911 года перешла на должность казначеи монастыря.
В 1914 году Серафима была возведена в сан игуменьи. Матушке Серафиме было суждено принять крест руководства Никитской обителью в тяжелые годы революции, гражданской войны и церковных гонений. Под руководством игуменьи Серафимы женская обитель в Кашире смогла продолжить свое существование и после 1917 года. Основанная на базе монастыря «Никитская трудовая сельскохозяйственная артель» по отзыву Каширского отделения обобществления в 1921 году образцово вела интенсивное хозяйство, своевременно выполняла продналог и возврат семенного фонда.
В 1923 году артель в бывшей Никитской обители все-таки была закрыта, а инокини вынуждены покинуть монастырские стены. Игуменья Серафима после закрытия монастыря какое-то время жила в родном Руново, затем переселилась в Озеры. В 1943 году подвижница скончалась и была погребена на Озерском городском кладбище. Краеведом Александром Гореловым несколько лет назад было установлено место погребения инокини Серафимы.
Вознесенскую церковь в селе Руново закрыли на несколько лет позже Никитского монастыря – в 1930 году. Храм лишили глав, был разобран верх колокольни, снесена алтарная часть, а в самом помещении устроили колхозную зерносушилку. В 1991 году церковь в руинированном состоянии вернули верующим. Ныне храм отреставрирован и действует наряду с расположенной в поселке второй Преображенской церковью, которая в советские годы закрывалась лишь на короткое время.