Вознесенский храм на Городке при платочной фабрике
Фото: [Антон Саков / Подмосковье сегодня]
В 2018 году храму Вознесения Господня в микрорайоне Городок Павловского Посада исполнилось 110 лет. В советские годы храм в Городке действовал, оставаясь единственным очагом церковной жизни в Павловском Посаде. Величественный храм, построенный в русско-византийском стиле, сохранил замечательные резные иконостасы из дерева и старинные иконы. Церковь появилась в бывшей деревне Городок благодаря братьям Кудиным, владевшими одной из платочных фабрик Павловского Посада.
В книге Т.М.Троицкого «Историко-археологическое описание Павловского Посада Московской губернии» приведено свидетельство из судебного дела 1736 года, где упоминается предание старожилов о четырех древнейших церквях Богородского уезда: «издавних-де лет до разорения литовского в том Рогожском стану было церквей: только в начале церковь во имя Воскресения Христова с приделы Димитрия Солунского, да великомученика Георгия, что было село Павлове, ныне де именуется Вохна, да другая во имя Иоанна Богослова, что меж рек Шерны и Клязьмы, третья во имя Николая Чудотворца, что ныне Берлюковская пустынь, четвертая Петра и Павла на реках Шалове и Клязьме». Таким образом, Воскресенская церковь с приделом Дмитрия Солунского в Павловском Посаде – это старейший приход в округе, хотя, конечно, каменная церковь с уцелевшей до нашего времени колокольней была построена намного позже – в начале XVIII века.
В XIXвеке Павловский Посад стал одним из промышленных центров Московской губернии. Благодаря фабрикам население села Павлова и окрестных деревень быстро росло, и один Воскресенский храм уже не мог вмещать всех молящихся. В конце XIX – начале XX веков в городе и окрестностях на деньги владельцев фабрик и торговых людей были построены несколько новых «купеческих» храмов. Так, в 1895 году завершилась постройка Покровского собора при женской общине, которая в 1902 году получила статус Покровского-Васильевского монастыря. Храмоздателем стал местный фабрикант Яков Лабзин. В 1902 году по прошению купца Федора Порфирьевича Манаева недалеко от старого Воскресенского собора возвели Казанскую церковь, которая по имени ктитора получила прозвище «Манаевской». Наконец, в 1908 году за рекой Клязьмой напротив предприятия Я.И. Лабзина в деревне Городок появился большой Вознесенский храм, сооруженный на средства владельцев местной платочной фабрики братьев Кудиных.
Название деревни Городок говорит о древней истории этого места: возможно, на берегу Клязьмы находилось когда-то оборонительное сооружение. В Подмосковье есть два других известных «Городка». В Звенигороде Городком называют место древней крепости с сохранившимися земляными валами и одним из старейших храмов в Московской области Успения Пресвятой Богородицы. Другое соименное место – село Радонеж в Сергиево-Посадском районе, которое исстари и до 1989 года называлось Городком в память о бывшем здесь когда-то городе, то есть крепости.
Ткацко-платочное предприятие в деревне Городок под Павловским Посадом основал в 1869 году крестьянин Никита Кудин. Со временем его дело развернулось: были выстроены кирпичные цеха, казармы, больница – вся необходимая фабричная инфраструктура, которая сохранилась в том или ином виде до наших дней. В 1908 году сыновья Никиты Кудина, Иван и Алексей, начали строительство церкви для рабочих Городковской фабрики. Память ктиторов чтят в приходе Вознесенского храма: братья Кудины отмечены на каменной доске перед входом в церковь, а за алтарями установлены кресты с именами Ивана Никитича, Алексея Никитича и их родственников Кудиных: Прасковьи Герасимовны, Бориса Васильевича, Василия Ивановича и других. В самом храме есть ростовая икона великомученика Никиты Готфского, где изображен святой на фоне Вознесенского храма и колокольни. Этот святой был небесным покровителем Никиты Кудина – основателя платочно-набивной мануфактуры в деревне Городок.
Павловский Посад и его окрестности были краем со сложной религиозной историей. Здесь кроме старообрядцев разных согласий, проживали и сектанты: скопцы, хлысты, «фармазоны». Раскольнические общины деревни Городок тоже были в поле зрения властей: случай о незаконном браке крестьянина из числа раскольников деревни Городок Савелия Андреева упоминал в «Очерках поповщины» исследователь старообрядчества П.И. Меликов-Печерский. Хлыстовская община была обнаружена в соседнем селе Богослово еще во времена Елизаветы Петровны, а в принадлежности к секте «фармазонов» обвиняли по ложному доносу даже и местного святого преподобного Василия Грязнова. К слову, строительство Покровского храма в 1874 году преподобным Василием Грязновым и Яковым Лабзиным имело, прежде всего, миссионерские цели.
Строительство Вознесенской церкви на Городке в 1908 году братьями Кудиными тоже имело миссионерское значение, хотя и в новых условиях. Не случайно в летописи храма отмечен миссионерский визит и служение в Вознесенской церкви в 1913 году митрополита Московского и Коломенского Макария Невского – «апостола Алтая». Храм был построен после первой революции 1905 года, когда в фабричной среде распространялась проповедь опаснее раскола – революционная агитация. К счастью, после революции 1917 года и во время гонений в 1930-е годы храм в Городке удалось отстоять верующим, хотя его настоятель священномученик Алексей Воробьев был расстрелян в 1937 году. На протяжении всего советского периода храм оставался фактически единственным действующим в Павловском Посаде. Тогда он и стал подлинным центром миссионерского дела и очагом церковной жизни в округе.