Вознесенский храм в Перемилово

Антон Саков \ Подмосковье Сегодня

Фото: [Антон Саков \ Подмосковье Сегодня]

Церковь в бывшем селе Перемилово, вошедшем в черту города Яхрома городского округ Дмитров, была построена в 1792 году, и с тех пор богослужения в этом подмосковном храме никогда не прекращались. Церковь в стиле ампир с необычными псевдоготическими чертами появилась здесь благодаря знаменитому владельцу села – генерал-майору Степану Степановичу Апраксину. По преданию, проект церкви в Перемилово создал итальянский зодчий Франческо Кампорези, которого Апраксин называл «министром всех построек» и «верховным учредителем празднеств» в своих имениях в Дмитровском уезде.

Ветхая деревянная церковь Михаила Архангела во владениях Ивана Давыдовича Сафонова в селе Перемилово на реке Яхроме впервые упоминалась в документах 1626-28 годов. В 1641 году село было продано Семену Васильевичу Чаплину, который вскоре после сделки построил в Перемилово новую деревянную церковь в честь Вознесения Господня. В память о прежней церкви в новом храме был устроен Михаило-Архангельский придел. В конце XVIIи первой половине XVIII вв. Перемилово принадлежало Нарышкиным (родственникам Чаплиных), Исленьевым и Салтыковым.

В 1735 году село Перемилово перешло по наследству статскому советнику Михаилу Михайловичу Салтыкову. К этому времени деревянный Вознесенский храм сильно обветшал, поэтому в 1739 году церковь была полностью обновлена. В 1780-х годах в истории села произошло важное событие – его купил у Салтыковых генерал-майор Степан Степанович Апраксин, единственный сын прославленного петровского полководца и фельдмаршала Степана Федоровича Апраксина. С.С. Апраксин одновременно с приобретением подмосковного села строил каменный храм Василия Великого в имении Брасово в Орловской губернии, а когда эта стройка была завершена, вельможа задумал возвести каменный храм и в новой вотчине в Дмитровском уезде.

Строительство каменной церкви Вознесения Господня в Перемилово началось в 1792 году. Изначально в ней предполагалось два престола: Вознесения Господня и Михаила Архангела. Однако уже в 1801 году С.С. Апраксин попросил церковные власти разрешить устроить третий престол во имя великомученицы Екатерины Александрийской – небесной покровительницы супруги Екатерины Владимировны Апраксиной (урожденной Голицыной). Она была дочерью княгини Н.П. Голицыной – знаменитой «усатой княгини», ставшей прототипом старухи из «Пиковой дамы» А.С. Пушкина.

С.С. Апраксин пошел по стопам знаменитого отца, избрав военную службу. В 1783 и 1785 годах он сражался с горцами на Кавказе, участвовал при штурме Очакова (1788), пользовался покровительством А.В. Суворова и был вместе с великим полководцем при взятии Варшавы (1794). В царствование Павла IАпраксин был назначен шефом Астраханского полка, а в 1798 году произведен в генералы от кавалерии. При Александре Iон стал Смоленским военным губернатором. В 1809 году Апраксин командовал пехотной дивизией в Молдавии на Дунае, после чего ушел в отставку и остаток дней провел в Москве и любимом имении Ольгово в Дмитровском уезде (примерно в 15 километрах от Перемилово).

Храмоздатель Вознесенской церкви Степан Степанович Апраксин прославился также благодаря хлебосольству, роскошной жизни и любви к театру. Дом Апраксина в Москве стал тоже своего рода «храмом». Его современник и друг князь Иван Михайлович Долгоруков вспоминал: «В Москве дом Апраксина был храм всех чувственных наслаждений», имея в виду роскошные обеды, невиданные театральные представления с участием живых оленей и другие подобные зрелища. «Вечер у Апраксина» в те времена стал событием, без которого, по воспоминаниям современников, невозможно было представить жизнь «чиновной и родовитой» Москвы. Эти вечера упоминались, как черта эпохи, в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». По легенде московский генерал-губернатор Дмитрий Владимирович Голицын даже отложил на день сообщение о смерти царя, чтобы состоялся очередной вечер у графини Екатерины Владимировны Апраксиной – его родной сестры.

Дмитровское имение Апраксиных Ольгово тоже притягивало к себе общество. Автор сборника «Русские портреты XVIIIи XIXстолетий» писал, что «гости никогда не переводились и коляски одна за другой мчались из Москвы в Ольгово». Апраксин не жалел денег на строительство павильонов, зданий, беседок необычной архитектуры в своей подмосковной усадьбе. Одну из беседок в виде древнего храма с надписью «Дань добродетели» Апраксин, как и придел в Вознесенской церкви, посвятил своей жене Екатерине Владимировне. Для воплощения архитектурных капризов Апраксин содержал итальянского зодчего Франческо Кампорези, которому приписывают и создание проекта Вознесенской церкви в селе Перемилово.

Вот что о сотрудничестве Апраксина и Кампорези отмечено в путеводителе 1925 года «Подмосковные музеи»: «Лишь позднее, оставив государственную службу Кампорези вполне приблизился к Апраксину, живя в Ольгове и занимаясь возведением декоративных построек, не дошедших до нас: храма добродетели [посвященном жене]… обелиск Строганову и различные здания бумажной фабрики, псарни и т.п. Теперь он уже работал в духе чистого ампира. В том же духе ампира им возведена и более серьезная постройка, а именно – круглая церковь в соседнем селе Перемилове».

Упоминание села Перемилово встречалось в записках отставного генерал-майора Сергея Ивановича Мосолова «История моей жизни». Летом в 1808 – 1815 годы Мосолов имел обыкновение жить по месяцу или несколько недель в деревнях своих знакомых, в том числе у Степана Степановича Апраксина в Дмитровском уезде. Зимы генерал-майор проводил в селе Перемилово.

Живописный пейзаж Перемилово и его округи, а также красивый Вознесенский храм вдохновляли отставного генерала на мысли о вечном. В дмитровских владениях Апраксина долгими зимами Мосолов занимался чтением духовных книг и сам писал небольшие сочинения на богословские темы. Он изучал Библию, делая множество выписок, и сочинил несколько заметок: о Страшном Суде, о библейском царе Мелхиседеке и о доказательствах того, что Иисус Христос есть тот Мессия, которого ожидали ветхозаветные пророки. В 1817 году село Перемилово поступило в приданое дочери Апраксина Софье Степановне, поэтому И.С. Мосолов был вынужден выехать из имения своего благодетеля и поселиться в Дмитрове. И сегодня, два века спустя, Вознесенский храм, никогда не закрывавшийся и сохранивший старинное церковное убранство, служит людям местом для молитвы и размышлений.