Введенская церковь в Кашире
Фото: [Антон Саков / Подмосковье сегодня]
Церковь Введения Пресвятой Богородицы в Кашире – одна из старейших в городе. Она была возведена в 1817 году в стиле классицизм. Храм являлся архитектурной доминантой разрушенного в 1930-х годах ансамбля торговых рядов Хлебной площади, по которой и саму церковь прежде называли «базарной». Введенский храм замечателен среди других церквей Каширы своей высокой шестиярусной колокольней. С ее старинными башенными часами связывают легенду о богатом выкупе серпуховского рыботорговца за дочь каширского фабриканта.
Первое документальное упоминание Каширы относится к 1353 году, однако в городе не встретить памятников глубокой старины и древних церквей. Кашира издавна служила пограничной крепостью на пути к Москве и часто подвергалась разорению кочевников. После нашествия хана Девлет-Гирея в 1571 году Кашира была полностью уничтожена, а отстроена заново уже на другом берегу Оки только в первой половине XVII столетия.
На смену древней истории, связанной с обороной и войнами, пришла новая веха в жизни Каширы – в XVIII-XIX веках она стала торговым городом. Введенская церковь является единственным сохранившимся зданием ансамбля старых торговых рядов на бывшей Хлебной площади. В Кашире в то время велась широкая торговля хлебом, рыбой, скотом и другими товарами.
В начале XIX столетия в Кашире было пять городских ярмарок в году: Вознесенская, Георгиевская, Пятницкая, Никитская и Покровская. Самая большая Георгиевская ярмарка проходила в конце апреля. В эти дни на торговую Хлебную площадь пригоняли скот и лошадей. На восьмиугольной по форме площади стояло когда-то тринадцать каменных и около полусотни деревянных торговых лавок, число которых увеличивалось ко времени проведения ярмарок.
Советский искусствовед А.И. Некрасов называл Введенский храм «базарной церковью» за его расположение на городском торге. Он сравнивал ее облик с Преображенским собором местного Никитского женского монастыря, а приемы декора – с Покровской церковью в Москве на Красносельской улице. Введенская церковь была возведена в стиле классицизм с отголосками приемов школы Казакова.
Высокая колокольня Введенской церкви изначально имела пять ярусов и повторяла облик аналогичной колокольни Никольской церкви в городе Веневе Тульской губернии. Исследователи считают автором проекта последней зодчего Никифора Семеновича Сокольникова, который с 1794 года служил тульским губернским архитектором. В 1860-е годы колокольня Введенской церкви в Кашире была надстроена еще одним – шестым ярусом, в котором разместились башенные часы с четырьмя циферблатами.
Необычайно высокая колокольня привлекала внимание писателей и паломников, посещавших Каширу в прошлом. До сих пор она считается одной из самых высоких в Подмосковье. Впечатление о ее масштабе усиливает расположение звонницы на самой высокой точке холма, на котором стоит старая часть города.
О колокольне Введенского храма складывали городские легенды. Например, церковный историк архимандрит Геронтий (Кургановский), посетивший Каширу во время празднования столетия Тульской епархии в 1899 году и оставивший историческое описание Никитского женского монастыря, слышал мнение, будто огромную колокольню Введенского храма бывает видно в Серпухове – за пятьдесят верст от Каширы!
Вторая легенда объясняла появление на Введенской колокольне шестого яруса и башенных часов почти спустя полвека после ее строительства. Легенда также была связана с городом Серпуховым. В этом городе жил во второй половине XIX столетия рыботорговец Александр Федорович Перцев, который разбогател на поставках икры богатым столичным покупателям.
А.Ф. Перцев имел склады в соседних приокских местах – Кашире и Озерах. Бывая по делам в Кашире, серпуховский купец посватался к дочери местного торговца сукном Ф.И. Попова, торговый дом которого находился рядом с Введенской церковью. Считается, будто Поповы поставили Перцеву условие – оставить за невесту большой выкуп, который бы украсил весь город.
Этим выкупом стало устройство башенных часов с боем на колокольне Введенской церкви. Специально для них на средства Перцева был устроен шестой ярус башни, заказан часовой механизм из Петербурга, а в Коломне отлит колокол весом почти в одну тонну. Часы Введенской колокольни, сохранившиеся до сего дня, с тех пор стали символом любви серпуховского купца к каширской красавице.
Суконная фабрика купца 1-й гильдии Ф.И. Попова выгодно выделяла Каширу в промышленном отношении среди остальных городов бывшей Тульской губернии. В середине XIX столетия на фабрике, оснащенной самым современным на то время оборудованием, трудилось более двухсот рабочих. Владелец каширской фабрики заслужил лестной оценки составителя статистического сборника 1854 года: «Ф.И. Попов не щадит ни времени, ни трудов, ни издержек: с помощью сыновей, сам руководит всем, поспевает всюду, блюдет везде; делает и переделывает; пробует и оставляет… более живет своим собственным опытом и умом, а между тем всегда готов перенять, поучиться у иностранцев».
Купцы Поповы внесли и свой вклад в украшение города. Ими были пожертвовано более тринадцати тысяч рублей на строительство двух больших зданий, в которых разместились приходское училище и лазарет для войск, квартировавшихся в Кашире. В 1858 году каширский купец Иван Федорович Попов, вероятно, сын владельца суконной фабрики, пожертвовал Никитскому монастырю шестьдесят пять гектар леса в Киреевской пустоши.
Профессор А.И. Некрасов писал в 1928 году: «Колокольня стоит на самом высоком месте города, который, как мы уже сказали, выстроен на высоком, крутом берегу Оки. Когда подъезжаешь к Кашире, то уже издалека видишь маячущую колокольню; вид же с нее совершенно исключителен».
В конце XIX столетия упоминавшийся серпуховский рыбопромышленник А.Ф. Перцев являлся почетным членом Введенского церковно-приходского попечительства, был награжден тульской духовной консисторией серебряной медалью за свой вклад в его работу. Деятельность попечительства при церкви Введения в Кашире была направлена на попечение о состоянии храма, улучшение церковной утвари, священных риз, хора. Также задачами общества были раздача помощи бедным прихожанам на Пасху и Рождество, выдача обуви и одежды малоимущим ученикам приходской школы.
Кроме Перцева, среди почетных членов Введенского попечительства были сенатор Владимир Карлович Саблер, тульский губернатор Владимир Карлович Шлиппе (в 1893-1905 годах), статский советник Иван Васильевич Преображенский и председатель – каширский купец второй гильдии Николай Михайлович Чиликин. Жизнь упоминавшегося вначале этого списка Владимира Карловича Саблера была тесно связана с Каширой и ее уездом. Впоследствии Саблер фактически возглавил Российскую православную церковь, став обер-прокурором Святейшего Синода в 1911-1915 годы.
Церковь Введения Пресвятой Богородицы строилась с 1802 по 1817 годы, одной из первых среди сохранившихся в городе. В приход церкви входила также подгорная Стрелецкая слобода. В храме были устроены приделы Воздвижения Креста Господня и бессребреников Космы и Дамиана. В 1892 году при церкви была учреждена приходская школа.
В 1930 году Введенская церковь была закрыта, в ее стенах расположились склады. За два года до закрытия храма исследователь А.И. Некрасов еще застал целым внутреннее убранство церкви и сделал любопытную заметку: «Внутри базарной церкви интересен не часто встречающийся деревянный скульптурный Никита мученик, безобразно заделанный в металлическую ризу». Вероятно, это была чтимая до революции святыня Введенской церкви.