Запрудная слобода Коломны и ее церковь
Фото: [Антон Саков \ Подмосковье Сегодня]
Церковь благоверных князей Бориса и Глеба на Большой Запрудной улице Коломны стоит особняком от множества храмов исторического центра. Эта часть города за рекой Коломенкой исстари называлась Запрудьем или Запрудной слободой. Сохранившийся кирпичный храм был возведен в 1716-1726 годы на средства К. Л. Житкова и Н. Набокова, и, несмотря на дальнейшие перестройки, сохранил композицию, присущую памятникам петровской эпохи. В Запрудье в приходе церкви Бориса и Глеба родился в 1792 году классик русского исторического романа Иван Иванович Лажечников.
«Мы приехали в Коломну. Это моя родина... Сколько воспоминаний о моем детстве толпилось в моей голове, когда мы въехали в Запрудье! Предстали передо мной… лунные ночи на обломке башенного зубца, при шуме вод смиренной Коломенки, лениво движущих мельничные колеса», – так вспоминал Запрудную слободу ее знаменитый уроженец писатель Иван Иванович Лажечников в повести «Новобранец 1812 года».
Древние стены коломенской крепости, зубец башни которой упоминал в этом отрывке романист, были построены в 1525-1530-е годы при великом князе Василии III. Существует версия, что для строительства Коломенского кремля московский правитель нанял знаменитых итальянских мастеров Алевиза Большого и Алевиза Малого. Кирпич для стен и башен кремля добывали в двух пригородных слободах – Митяевской и Запрудной. В Запрудье вплоть до начала XXстолетия сохранялись ямы, из которых, по преданию, выкапывали глину для кремлевского кирпича.
Эти ямы упоминал и Лажечников в своем сочинении «Беленькие, серенькие и черненькие», где описан его старый дом в Запрудье: «Дом стоит на огромном пустыре. Сзади, на несколько десятков сажень, ямы и рытвины, из которых, вероятно, много лет добывалась глина».
Жители Митяевской слободы много лет хранили другое предание о том, что их предки были специально присланы сюда для работ по производству кирпича за 600 верст. Переселенцы будто бы весь долгий путь несли с собой на руках икону Нерукотворно Спаса, которую впоследствии пожертвовали в Зачатьевскую (Богоявленскую) церковь, что в Гончарной слободе Коломны.
Запрудье слыло в середине и второй половине XVIIIстолетия одним из центров коломенских староверов. Главной фигурой среди раскольников Коломны в это время был богатый купец Илья Акимович Ложечников – дед писателя И. И. Лажечникова. С его именем связана любопытная история о строительстве в Запрудье старообрядческой моленной под видом православной церкви.
В книге «К истории Коломенской епархии» М. Н. Руднева приводятся сведения о том, что жители Запрудной слободы «купцы Илья Ложечников с товарищи» выстроили вблизи слободы деревянную церковь на земле, специально отведенной под новое кладбище. Церковь эта так и не была освящена. Спустя время власти выяснили, что кладбище и особую церковь купцы из Запрудья устроили с одной целью – избежать молитвенного общения с православными христианами, которые погребались по другую сторону реки Коломенки у Петропавловского храма.
В 1786 году городские власти решили запретить совершать погребения на кладбище в Запрудной слободе, а священника соседней Борисоглебской церкви обязали строго следить за этим. Саму же деревянную моленную было предписано упразднить: материал либо продать на постройку другого сельского храма или вовсе пустить на дрова. Несмотря на предписание властей, церковь-моленная простояла еще 4 года, а затем епископ Афанасий (в то время Коломна относилась к Коломенской и Тульской епархии) издал резолюцию, чтобы моленную сломать, а бревна использовать для топки печей местного Спасского монастыря и собора.
В склонности деда к старой вере признавался и его внук писатель И. И. Лажечников. В книге «Немного лет назад» прототипом отца писателя выступил персонаж Семен Прохорович Патокин по прозвищу «король». Вот как он описывал его внешность: «Он носил бороду не потому что, однако ж, считал ее священною, как магометанин хвост у знамени пророка, и что снять ее было для него тяжелым неискупным грехом, а потому, что с молодых лет, по приказанию отца, несколько державшегося раскола, носил ее и привык к ней».
В 1791 году вновь возник спор с духовным начальством из-за склонности богатого жителя Запрудной слободы Ильи Акимовича Ложечникова к старообрядчеству. На этот раз спор напрямую касался приходской православной церкви Бориса и Глеба. Из донесения благочинного церквей Коломны к уже упоминавшемуся епископу Афанасию видно, что после ремонта Борисоглебского храма, который совершался на деньги Ильи Акимовича, некоторые иконы оказались написаны по старообрядческим канонам. Духовные власти в итоге велели исправить иконы: зарисовать благословляющие десницы святых, где они были сложены по старому канону – двуперстием.
Возможно, дед Лажечникова Илья Акимович относился к скрытым раскольникам: официально числился среди прихожан Борисоглебской церкви, но при этом не исповедовался и не причащался в ней. О подобной двойственной религиозной практике упоминал и сам писатель Лажечников: «Большой начетчик священного писания и между тем большой любитель металла, который поэты называют презренным… Странный человек! Священное писание твердо знает, богомолен, строго исполняет посты, в церковь ходит, а у священника на исповеди и у святого причастия не бывает».
Последним настоятелем Борисоглебской церкви перед закрытием в советские годы был отец Илья Остроумов, награжденный в 1905 году орденом св. Анны 3-й степени за 25-летние труды по народному образованию. Его сын Александр впоследствии стал епископом Пермским и Соликамским, получив в иночестве новое имя Товия. Во время Великой Отечественной войны в церкви в Запрудной слободе оборудовали в цех по ремонту танков. В полу была вырыта глубокая яма, а в стене пробит проем для проезда бронетехники.
К началу 1990-х годов Борисоглебская церковь оказалась полностью заброшена, колокольня и четыре боковые главы были разрушены, а настенные росписи – замазаны. Более 10 лет шло восстановление храма, и в 2007 году работы на главном памятнике бывшей Запрудной слободы Коломны были окончены. Церкви Бориса и Глеба вернулось прежнее благолепие.