40 младенцев родились этим летом в области у беженок с Украины

Материнство-детство
Ежедневные новости. Подмосковье © Галина Ратавнина

Фото: [Ежедневные новости. Подмосковье © Галина Ратавнина]

Более 180 женщин, покинувших огненный Донбасс и Луганскую область, на данный момент состоят на учете в подмосковных женских консультациях и готовятся стать мамами. Почти четыре десятка младенцев уже родилось. И малышам, и матерям предоставляется всемерная помощь, прежде всего, медицинская. Но для того, чтобы их будущее было гарантировано благополучным, переселенцы должны «выйти из подполья» и определиться со статусом.

Чтобы сберечь будущего ребенка, 17-летняя Катя Пастушенко бежала вместе со свекровью из-под Краматорска. Пока ехали, автобусы несколько раз попадали под обстрел, на блокпостах их разворачивали обратно, приходилось снова прорываться вперед. От границы парни из Серпуховского отделения «Боевого братства» повезли беженцев на подмосковную летнюю базу отдыха. Там взрослым и детям была оказана всесторонняя поддержка – и дружественная, и материальная.

Таких, как Катя, до Подмосковья добралось почти две сотни человек. Большинство прибыли сюда вместе с родственниками. Однако первейшие помощники им вслед за психологами – медицинские работники, готовые незамедлительно принять рожениц по месту фактического проживания, а также проследить состояние матери и ребенка в перинатальный период и далее.

Прибывших расселили по всему региону – их приютили местные жители, родственники, но чаще совершенно чужие люди. Катю, например, на пути в Подмосковье опекал Владимир Гореликов, терский казак, боевой «афганец», просто человек, не способный оставить другого в беде. Место в автобусе ей нашел, чтобы можно было прилечь, подкармливал то и дело, да и сейчас звонит каждый день, спрашивает, не нуждается ли молодая мама в чем-либо.

Как назвать сына, у Кати сомнений не было – в честь спасителя своего Владимиром. Сам Владимир Гореликов согласился стать крестным.

А самое родное и надежное плечо – муж Влад. Когда Кате пришел срок рожать, рванул к ней в Россию. Добирался окольными путями. Страшно было, когда силовики проверяли на причастность к боевым действиям – заставляли снимать рубашку и смотрели, нет ли оружия, а еще – синяков на теле от автомата.

– Очень рад был встретить своих родных в полном здравии, – говорит Влад. – Но моя бабушка остается пока в Украине, и душа неспокойна.

Мы гуляем в одном из уютных чеховских двориков. Катя прижимает крошечного сынишку к себе, а Влад аккуратно катит коляску. Присаживаемся на скамейку, и немного погодя к нам подходит местная жительница.

– Извините, услыхала невольно ваш разговор, – говорит Галина Романова. – Можно, я окажу вам помощь? Давно хотела передать, но только не знала, кому конкретно.

Через пять минут она выходит с банкой меда, а еще протягивает 5 тысяч рублей.

– Спасибо, – смущаются ребята. И от души благодарят.

______________________________________________________________________________________

Вопрос о том, как должны финансироваться роды женщин, прибывших из Украины, решается исключительно за счет местного бюджета

______________________________________________________________________________________

Кате с Владом везет на добрых людей. Устроиться с квартирой им помог Николай Панченко, чеховский бизнесмен. Он родом из Крыма, вместе с коллегами Василием и Игорем Яньковыми выезжал в Севастополь поддержать жителей в референдум, оказывал спонсорскую помощь. Не мог не откликнуться, когда в Подмосковье приехали взволнованные своей дальнейшей судьбой переселенцы с Украины. Устроил Влада на работу. Теперь тот получает зарплату. Гуманитарная помощь и единовременные выплаты – хорошее подспорье, но для семьи важен стабильный доход.

Но как бы ни складывалось пребывание переселенцев в России, им предстоит решить – остаться здесь, или вернуться обратно. Для Кати и Влада это мучительный вопрос: их тянет на родину, но они опасаются за малыша. Жизнь родной Дружковки полностью парализована. Нереально добыть даже нужную справку с места жительства, а без нее в чеховском ЗАГСе не оформляют свидетельство о рождении малыша, поскольку отец и мать пока не расписаны. Лишь оформленный по закону статус пребывания на территории РФ дает переселенцу «зеленый свет» в дальнейшем жизнеустройстве.

Как отмечают сами украинцы, легче приходится тем, кто приехал в Подмосковье организованно. У них не было проблем с размещением, посещением больницы и отделения УФМС. А вот Снежане Марчук, выехавшей из Молодогвардейска вместе с мужем и бабушкой в частном порядке, причем на последних месяцах беременности, приходится многого добиваться самой. Больше всего у себя на родине она боялась, что под артобстрелами разрушат роддом. Уже здесь, в Подмосковье, узнала, что так и вышло.

Поселилась 20–летняя Снежана в Чехове у родителей, которые несколько лет трудятся в России и снимают квартиру. Муж устроился на работу.

– В роддоме приняли и помогли очень хорошо, я так благодарна чеховским врачам! – делится молодая мама. – Медсестра каждую неделю навещает малыша. Прививки нужные поставили. Но как быть дальше? Как получить свидетельство о рождении сына в стране, чье гражданство мы собираемся принять? Да и взрослым может понадобиться помощь. А временно пребывающие на территории Российской Федерации иностранцы, даже если они из ближнего зарубежья, обязательному медицинскому страхованию не подлежат.

Молодая мама не сомневается в том, что при необходимости ей с малышом не откажут в дальнейшей медицинской помощи. Но пока они с мужем являются иностранными гражданами, чувствовать себя уверенно в чужой, хотя и гостеприимной, стране, не могут.

Оксана Н. уезжала из Тореза в июне, с двухмесячным ребенком на руках и 15-летней старшей дочерью. Границу скорее не пересекали, а преодолевали – столько возникло правовых нюансов. На вывоз старшей дочери, например, потребовалось разрешение отца, а с мужем, который на заработках в России, мама в разводе, и где его искать – не знает. Хорошо, что в Украине Оксана успела получить свидетельство о рождении младшей. Да еще «помогли» слезы…

______________________________________________________________________________________

Александр Жаров, уполномоченный по правам человека в Московской области:

На территории России беженцы имеют те же права, что и граждане нашего государства – это прописано в Конституции. А государственные и муниципальные органы должны принять меры по обеспечению прав, в первую очередь речь идет о правах именно детей и их мам. Если необходима экстренная медицинская помощь – а у нас на территории были беременные женщины, которых буквально в первый день увозили в больницу – она в России всем оказывается бесплатно независимо от гражданства и регистрации. Если помощь требуется в вопросах жилья, поиска работы, устройства детей в школы, получения статуса нуждающегося во временном убежище – за такой помощью можно обратиться в оперативные штабы, которые работают

______________________________________________________________________________________

Семью приютили в Мытищинском районе супруги Алла Поспелова и Арсений Ли, о которых мы писали в одном из прошлых номеров, – они помогли устроиться уже не одному десятку беженцев.

Дети одеты – накормлены благодаря хозяевам дома и добрым людям, откликнувшимся на призыв о помощи через сайт «Страна мам». Но сама Оксана, так и не оформившая свой статус, очень ограничила этим возможности своей семьи.

– Очень тяжело найти какую-либо работу или подработку, – сетует Оксана. – Оставить ребенка на старшую дочь? Но ей нужно дальше учиться. Няню не наймешь, квартиру не снимешь – на все это нужны деньги. И даже если принять российское гражданство, квартирная проблема никуда не исчезнет.

Оксана сдала документы на оформление статуса получившего временное убежище. Однако считает, что трудности все равно останутся, плюс добавится невозможность в течение года выезжать в Украину, где остались все родственники.

______________________________________________________________________________________

Ольга Забралова, министр социальной защиты населения Московской области:

– На территории Московской области проживают 10 688 человека с Юго-Востока Украины, из них 3013 – дети. Большинство переселенцев остановились у родственников и в семьях подмосковных жителей. В регионе работает девять пунктов временного размещения, в них 440 человек, в том числе 167 детей в возрасте до 18 лет. Организованы круглосуточная работа медико-психологической службы, трехразовое горячее питание.

______________________________________________________________________________________

Старшая дочь окончила 9 классов и хотела, было, идти учиться на парикмахера. Но в районное училище девочку не берут. А пока оформишь статус пребывания на территории РФ, начнется учебный год. Не зря же подмосковные власти предупреждали – со статусом нужно определиться до 1 августа!

Переселенцы с Украины не должны стать нелегалами. Если, конечно, они рассчитывают на поддержку не только экстренную, но и планомерную. Пока же приходится констатировать: многие прибывшие поодиночке и проживающие у родственников просто «уходят в подполье».

Ситуацию с прибывающими из Украины простой не назовешь. Главам местных администраций и областным структурам проблемы приходится решать «здесь и сейчас». Вопрос о том, как должны финансироваться роды женщин, прибывших из Украины, решается исключительно за счет местного бюджета. При этом помощь экстренная, в том числе в родовспоможении, для самих иностранцев бесплатна.

Поделиться